|
|
N°216, 25 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мечети нет
Мусульманам не хватает места, но уступать им не хотят
В противостояние в московском районе Текстильщики выливается обоюдный шок, вызванный у многих жителей столицы появлением на улицах десятков тысяч молящихся мусульман в день праздника Курбан-Байрам 18 ноября этого года, а у самих мусульман -- резко негативной реакцией москвичей. Инициативная группа жителей Текстильщиков требует отказа городских властей от планов строительства мечети на Волжском бульваре. Хотя префектура Юго-Восточного административного округа Москвы в лице префекта Владимира Зотова заверила местных жителей, что мечети не будет, 28 ноября активисты собираются провести автопробег из Текстильщиков в центр города под лозунгом «Мечети нет, парку -- да!».
Конфликт в Текстильщиках начался, когда жители района узнали о планах городских властей и Совета муфтиев России построить на Волжском бульваре мечеть на 3 тыс. прихожан. Инициативная группа заявила, что не готова мириться с появлением под своими окнами культового здания с высоченными минаретами, у которого будут собираться многочисленные мусульмане. Дополнительное возмущение горожан вызвал тот факт, что в 2006 году городские власти отказали православной инициативной группе в строительстве часовни в непосредственной близости от участка, который хотели отдать под мечеть. Против строительства мечети мгновенно собрали тысячи подписей.
Префектура ЮВАО еще в начале октября 2010 года отвечала инициативной группе, что план строительства «объекта религии» на Волжском бульваре действительно есть, а окончательная судьба его будет решена после общественных слушаний. Однако уже 28 октября инициативная группа получила от префекта Зотова письмо противоположного содержания -- в нем говорится, что «никакого строительства мечети на участке Волжского бульвара не будет». Г-н Зотов назвал ложным сообщение об отказе префектуры в строительстве по этому адресу православной часовни -- речь тогда, по словам префекта, шла о другом месте.
Поскольку Совет муфтиев России до недавнего времени продолжал делиться планами строительства мечети в Текстильщиках, а бумаги из префектуры явно противоречили друг другу, инициативная группа жителей Текстильщиков не верит и в последнее заявление г-на Зотова. Активисты намерены привлечь к проблеме внимание с помощью автопробега в воскресенье. Маршрут пробега пока держат в секрете, чтобы ему не смогли воспрепятствовать. Организаторы обещают не нарушать закон, не демонстрировать никаких флагов или символов и не озвучивать никаких лозунгов.
Пробег станет еще одним проявлением роста конфессиональной напряженности в Москве. Напряженность возникает не между мусульманами и православными, а между мусульманами и немусульманами. Пиковых значений взаимное недовольство достигло в празднование Курбан-Байрама 18 ноября, когда на улицы Москвы у имеющихся мечетей вышло около 115 тыс. мусульман. Увидев воочию, по телевизору и на фотографиях московские улицы, заполненные спинами молящихся, многие москвичи испытали настоящий шок. Это вылилось в многочисленные комментарии, недружелюбные по отношению к последователям пророка Мухаммада, что в свою очередь неприятно поразило их, поскольку они лишь собрались по случаю праздника и не ожидали резко негативной реакции. Масла в огонь добавило массовое жертвоприношение нескольких десятков овец у мечети в Отрадном, кадры которого транслировались по телевидению и привели к появлению письма протеста, адресованного мэру Москвы Сергею Собянину и подписанного представителями московской творческой интеллигенции.
19 ноября появились сообщения СМИ о задержании в центре Москвы от 13 до 20 молодых людей, уроженцев Северного Кавказа, которые, по-видимому, в честь праздника делали зикр -- в суфийском исламе так называется одна из форм молитвенной медитации, сопровождаемой в одном из вариантов энергичным движением нескольких молящихся по кругу. К задержанию, по некоторым данным, привела стрельба в воздух, которой сопровождался зикр. Власти Чечни, к примеру, заявили, что чеченцев среди задержанных не было и скорее всего речь идет о выходцах из Центральной Азии. Однако там зикр распространен не так широко, как в Чечне и Дагестане.
В любом случае эпизоды с лезгинкой и демонстрацией оружия молодыми людьми с Северного Кавказа стали, увы, обычным явлением не только в Москве, но и в других российских городах, к этому не привыкших. Один из наиболее громких эпизодов последнего времени -- ночной визит чеченского студента, сына известного предпринимателя, в Александровский сад, во время которого он совершил «круг почета» на джипе вокруг Вечного огня, получив за это трое суток ареста. Поскольку официальный муфтият либо молчит, либо публикует отклики мусульман, оправдывающих поведение единоверцев и резко критикующих естественную возмущенную реакцию москвичей, в обществе растет исламофобия.
Пытаясь реагировать на этот всплеск, Совет муфтиев России впервые созвал в минувший вторник экспертный совет из нескольких десятков муфтиев, политиков и общественных деятелей-мусульман. Один из участников заседания рассказал «Времени новостей», что поражен пассивностью Совета муфтиев, который мог бы своевременно и адекватно реагировать на любые конфликты и этим снизить рост исламофобии -- например, четко объяснить верующим, что зикр или жертвоприношения в городе неуместны.
Эпизод с массовым жертвоприношением овец в Отрадном, по имеющимся данным, не был согласован с официальным муфтиятом. Он был типичной «инициативой на месте», которая, по мнению собеседника «Времени новостей», могла бы и не состояться, если бы в Москве добросовестно работали милиция и службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора: они не могли не понимать, зачем в город везут столько животных.
Кроме того, на совете обсуждалась перспектива строительства мечетей в Москве. Сейчас их четыре, общая вместимость не превышает 3 тыс. человек. Если бы мечеть в Текстильщиках появилась, она удвоила бы эту емкость, но не смогла бы радикально разрядить ситуацию вокруг имеющихся мечетей: напомним, последний праздник собрал 115 тыс. верующих. Насколько известно, официальные власти исходят из того, что на праздничную молитву встало примерно 10% московских мусульман. Значит, даже по официальным данным, одна мечеть в Москве приходится на 287 с лишним тысяч верующих.
В Совете муфтиев, похоже, готовы к отказу городских властей от строительства мечети в Текстильщиках. Но это не вызывает здесь энтузиазма: позицию властей, старающихся сдержать растущее раздражение столичного большинства, легко понять, но в перспективе она означает лишь рост напряженности. Поскольку мечетей мало, а число мусульман растет, регулярное повторение шока неизбежно.
«Нужно рассредоточение мечетей: когда их много, их меньше посещают, -- согласна директор Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева (подробное интервью с ней -- в ближайших номерах «Времени новостей»). -- Пусть сами имамы говорят: да, мы должны соблюдать свои традиции, но мы должны соблюдать и местные нормы, и привлекать других к нашим праздникам. В Татарстане сабантуй становится народным праздником, потому что его празднуют все». В то же время г-жа Дробижева отмечает, что основной причиной неприятия «чужих» по культуре мигрантов у жителей России все более явно становится мотив сохранения пространства -- людей раздражает, что мигранты «ведут себя как хозяева на нашей земле».
Иван СУХОВ