Очередной конфликт на уровне городских элит потряс очередную региональную столицу по сценарию громкого скандала в Туле
(см. «Время новостей» от 16 ноября). На этот раз политический раскол произошел в городском совете (Дума) Смоленска. Фракция «Единой России» на заседании горсовета в понедельник приняла поистине беспрецедентное решение о самороспуске. Поводом для такого демарша стало исключение из партийных рядов лидера (теперь уже бывшего) фракции Николая Алашеева. Однако эксперты сходятся во мнении, что реальной причиной стало столкновение интересов в борьбе за пост сити-менеджера областного центра.
Конфликт между г-ном Алашеевым и его бывшими коллегами по партии начался в ходе формирования комиссии по отбору кандидатов на пост сити-менеджера Смоленска. Внося предложения от «Единой России» на сессии 9 ноября, глава горсовета назвал не те кандидатуры, которые перед этим утвердил политсовет. Вместо рекомендованных городским отделением партии Игоря Отвагина и Раисы Дижиченко в состав комиссии выбрали Сергея Назарьева и Геннадия Погуляева. Лидер фракции фактически был обвинен в том, что не обеспечил принятия «нужного» решения. При этом партийный устав запрещает «медведям» голосовать вразрез с решением вышестоящего органа. Партийный политсовет обсудил неповиновение г-на Алашеева и вынес решение исключить его из «Единой России».
Исключение из партийных рядов, однако, необязательно обозначает автоматическое лишение поста лидера фракции. Напомним, что у мэра Тулы Алисы Толкачевой сложилась прямо противоположная ситуация: она была исключена из рядов фракции, но сохранила партбилет. Коллеги Николая Алашеева нашли и другие аналогии, убедительно свидетельствующие в пользу того, что лишенный партбилета политик может продолжать руководить фракцией. «Беспартийный Владимир Путин возглавляет «Единую Россию» -- чем не пример для других партий, в том числе и для смоленской «Единой России», -- заявил депутат Смоленского горсовета Владимир Виноградов. Он также заявил: «Не факт, что большинство депутатов проголосует за снятие Николая Алашеева с должности».
Однако реальность превзошла самые смелые ожидания: депутаты-единороссы в ответ на решение об изгнании г-на Алашеева из партии просто взбунтовались. 22 ноября перед внеочередной сессией горсовета они самостоятельно приняли решение об исключении из фракции четырех своих коллег, лояльных городскому политсовету. Официально они были изгнаны с формулировкой «за плохую посещаемость заседаний». После этого еще 13 человек написали заявление о выходе из фракции по собственному желанию, в результате чего во фракции осталось всего два человека. В то же время согласно принятым правилам фракция в Смоленском горсовете считается сформированной, только если в нее входит как минимум пять депутатов. В результате, как заявил спикер горсовета Александр Данилюк, пришлось отменить регистрацию фракции в горсовете «в связи с уменьшением численности ее членов ниже пределов допустимой численности».
«У нас нет серьезных расхождений с линией партии. Есть различные подходы к решению вопросов местного значения, -- пояснил в связи со сложившейся ситуацией депутат Смоленского горсовета Владимир Виноградов. -- Работа фракции приостановлена для выяснения позиций. Думаю, к концу года или в следующем депутатское объединение возобновит свою работу в обновленном составе». Он также подчеркнул, что решение об избрании двух членов комиссии, не рекомендованных политсоветом, принимала коллегиально вся фракция «Единой России». «Но почему-то был исключен один председатель. Здесь по-мужски принято решение поддержать нашу коллективную ответственность», -- пояснил г-н Виноградов.
Сбой вертикали власти в Туле и Смоленске позволяет говорить о том, что в институте сити-менеджеров заложены потенциальные возможности для системных конфликтов. «Отмена прямых выборов мэра сняла одни проблемы и породила другие, -- заявил «Времени новостей» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. -- Главной основой для конфликтов становится коалиционность фракции «Единой России». Внутри фракции представлено слишком много конкурирующих групп, которые не могут найти компромиссного решения. Причем коалиционность эта не столько политическая, сколько бизнесовая, поскольку во фракции представлены разные бизнес-группы». И реальные интересы бизнеса подчас перевешивают интересы партийного единства.