Помощник президента и министр финансов поспорили о будущей налоговой нагрузке на бизнес
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уверен в неизбежности роста налоговой нагрузки на экономику в ближайшие годы. Однако помощник президента России Аркадий Дворкович полагает, что «повышение налогов -- это прощание не только с малым бизнесом, но и с целыми отраслями». Очный спор двух высокопоставленных чиновников состоялся на прошедшей в пятницу в фешенебельном московском отеле «Ритц-Карлтон» конференции ФНС «Налогообложение -- современный взгляд».
Увеличение фискальной нагрузки в ближайшие годы неизбежно, честно ответил Алексей Кудрин первому заместителю председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову, который хотел узнать, является ли рост налоговой нагрузки долговременным трендом или это «краткосрочная вынужденная мера в условиях экономического кризиса». «Мы стоим не перед временной мерой, а перед тенденцией увеличения налогов», -- предупредил глава Минфина, пояснив, что нам предстоит «трезвое десятилетие». Рост цен на нефть возможен, но он будет краткосрочным.
Перед Россией стоит задача проведения бюджетной консолидации (приведения в соответствие расходов бюджета его доходам) в размере, примерно равном 4,6% ВВП. Таким, по словам министра финансов, ожидается размер дефицита бюджета по итогам этого года (по закону о бюджете на 2010 год это показатель запланирован на уровне 5,3%). С 2011 года повышение налогов (с учетом роста ставок страховых взносов) составит 2% ВВП. «Мы находимся на развилке: либо будем больше внимания уделять сокращению расходов, повышению эффективности, либо увеличивать налоги, -- пояснил г-н Кудрин. -- Я за первый путь, но он наиболее сложен. Если государство проявит слабость, будет бояться проводить социальные реформы структурного характера, то мы пойдем по второму варианту».
Потенциал для увеличения налогов в России имеется, стал оправдывать принятое правительством решение министр Кудрин. «У нас низкая налоговая нагрузка, -- убежден он. -- В странах ОЭСР в 2007 году она равнялась 30,6% ВВП, в странах ЕС -- около 38%, в России перед кризисом -- 36--38%, но без нефтегазовых сборов -- 26%. Это ниже, чем в США (28--29% ВВП)».
«Для сравнения размеров налоговой нагрузки надо брать не США и Европу, а более близкие нам Индию, Китай, Бразилию», -- возразил г-ну Кудрину президент Сбербанка Герман Греф, оппонировавший главе Минфина еще в бытность министром экономического развития в 2000--2007годах. В этих странах налоги существенно ниже. Номинальная налоговая нагрузка в России несравнимо больше реальной, «во многих случаях налоги просто не платятся» из-за их неподъемности для бизнеса, возразил г-ну Кудрину и помощник президента Аркадий Дворкович.
Альтернатива повышению фискальной нагрузки и шанс на сохранение нынешней структуры налоговой системы есть, убежден чиновник кремлевской администрации. И «главный резерв сокращения дефицита госбюджета -- рост эффективности бизнеса за счет снижения на него налоговой, административной и коррупционной нагрузки». В частности, г-н Дворкович напомнил недавно обнародованные контрольным управлением президента данные о масштабах неэффективного использования бюджетных средств в системе госзакупок -- 1 трлн руб. в год.
«Правительство -- за, администрация президента -- против. Значит, как всегда, депутаты недоработали», -- прокомментировал дискуссию Андрей Макаров. «Принятием нормативных актов, особенно в странах с развивающейся экономикой, занимается налоговая администрация, потому что очень тонко чувствует это», -- выразил готовность взять на себя ответственность глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.
Увеличение ставок если и будет происходить, то в первую очередь затронет косвенные налоги, заверил Алексей Кудрин
(см. «Время новостей» от 19 ноября). «Повышение косвенных налогов меньше тормозит экономический рост, чем повышение прямых налогов, особенно налога на прибыль. К тому же налог на прибыль легко спрятать, увести в налоговые гавани», -- пояснил министр. В частности, г-н Кудрин предупредил, что в случае необходимости будет советовать прежде всего увеличивать ставки НДС.
Аркадий Дворкович категорически против повышения НДС. «Этот налог снижает личную ответственность предпринимателя, так как перекладывает нагрузку на других налогоплательщиков», -- считает г-н Дворкович. Резервы он призвал искать в регионах. «Наша налоговая система отвечала интересам развития межбюджетных отношений в период централизации, но если мы хотим реальной ответственности человека, компании, региона, муниципалитета, мы должны децентрализовать налоговую систему. НДС такой задачи противоречит», -- заключил помощник президента.
Чтобы увеличить доходы бюджета, ставки налогов надо уменьшать, убежден Герман Греф. Он напомнил, как правительство боялось в начале 2000-х снижать налог на доходы физических лиц, НДС и ЕСН. Но как выяснилось, теория экономиста Артура Лаффера в России работает: после того, как ставки по этим налогам снизили, поступления в бюджет увеличились.
По словам г-на Грефа, особенно болезненным повышение налогов станет для малого бизнеса. С 1 января 2011 года страховые платежи в этом секторе увеличатся с нынешних 14 до 34% от фонда заработной платы. «Мы слышим шипение малого бизнеса. Это приведет к его уходу из открытого сектора экономики в тень, -- предупреждает г-н Греф. -- Невозможно иметь высокие темпы экономического роста при увеличении налоговой нагрузки и снижении занятости». Настроения малого бизнеса передал президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов: «То, что произойдет с 1 января 2011 года, -- это шок для малого бизнеса. Увеличение нагрузки в 2,4 раза. Настроения такие -- либо массовая ликвидация, либо уход в тень». «Нельзя раздеть голого», -- предупредил г-н Греф. Депутат Макаров предложил сделать эту фразу эпиграфом к Налоговому кодексу.
Даже при повышенных ставках страховых взносов налоговая нагрузка на малый бизнес будет в 1,5--2 раза ниже, чем на остальную экономику, оправдывался Алексей Кудрин. Сейчас это преимущество составляет 2--2,5 раза. При нынешних льготах права на пенсию занятых в малом бизнесе формировались за счет государства.
Повышение налогов -- это прощание не только с малым бизнесом, но и с целыми отраслями. «Ситуация очень рискованная. Наверное, сейчас мы не приняли бы такое решение», -- признался г-н Дворкович, говоря о проведенной в 2009--2010 годах валоризации пенсионных прав. «Есть несколько дней, чтобы дополнительно обсудить. Но не хотел бы излучать излишнего оптимизма на эту тему. В любом случае будет тяжело. Будем искать пути снижения негативных последствий», -- туманно пообещал представитель Кремля. «Очень хотелось бы послушать послание президента Федеральному Собранию на этот счет», -- с обидой усмехнулся уставший от перепалки г-н Кудрин.
Но тут же предложил наиболее желательные для Минфина варианты решения проблем бюджетного дефицита. «Большой потенциал у имущественных налогов. В течение нескольких лет можно увеличить сборы по нему до 1% ВВП», -- считает министр. Акцизы на табак и алкоголь Минфин предлагает увеличивать на 20--30% в год. «Есть потенциал в НДПИ на газ», -- г-н Кудрин вновь наступил на любимую мозоль «Газпрома». Определенные надежды есть на новый порядок государственного контроля над трансфертным ценообразованием, добавил министр.
Хорошо, что представители Кремля и правительства сошлись по крайней мере в одном: плоскую шкалу ставки подоходного налога необходимо сохранить.