Время новостей
     N°212, 19 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2010
Модель для Косово и СНГ
Подписанное 15 лет назад соглашение остается образцом миротворчества
В воскресенье исполняется 15 лет Дейтонскому мирному соглашению по Боснии и Герцеговине. Парафированное 21 ноября 1995 года на американской авиабазе близ города Дейтон (штат Огайо), оно стало первым и, пожалуй, единственным по-настоящему серьезным, хорошо подготовленным многосторонним документом по балканскому урегулированию со времен распада Югославии.

После трехнедельных переговоров ныне покойные лидеры Боснии и Герцеговины, Хорватии и Югославии Алия Изетбегович, Франьо Туджман и Слободан Милошевич в присутствии дипломатов России, США и Европейского союза заверили соглашение о выделении в составе бывшей югославской республики двух государствообразующих субъектов -- Мусульмано-хорватской федерации (51% территории) и Республики Сербской (49%). В качестве высшего наднационального органа создавался коллективный президиум в составе мусульманина, серба и хорвата. Вводились общегосударственный парламент и несколько центральных министерств, ведавших иностранными делами, внешнеэкономическими сношениями, финансами, юстицией и проблемами беженцев. В высших органах власти представители каждого народа получили право вето. Мусульмано-хорватская федерация и Республика Сербская располагали собственными президентами, парламентами, правительствами, армиями и полицией. Торжественное подписание документа прошло в Париже 14 декабря 1995 года.

«В Дейтоне была создана уникальная и не самая худшая в тех условиях модель государственного устройства», -- пояснил «Времени новостей» директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров. В 1990-е годы он входил в группу спичрайтеров российского президента Бориса Ельцина. «Формально единая Босния и Герцеговина стала даже не конфедерацией, а чем-то еще более аморфным, но это позволило остановить войну, которая стала самой разрушительной в Европе за последние полвека и в которой погибли свыше 200 тыс. человек. Более того, за 15 лет международное сообщество так и не смогло выработать иные работоспособные принципы решения проблемы самопровозглашенных государств -- как Косово, так и существующих на постсоветском пространстве», -- подчеркнул эксперт.

Россию на дейтонских переговорах представлял первый замминистра иностранных дел (и будущий министр) Игорь Иванов, США -- спецпосланник президента Билла Клинтона Ричард Холбрук, Евросоюз -- нынешний глава шведского МИДа Карл Бильдт. Предварительный пакет документов подготовила американская сторона. «Трехнедельный переговорный марафон прошел под знаком активности американской дипломатии, -- вспоминает Константин Никифоров. -- Работа продолжалась с 7 утра до 11 вечера, но американцы работали еще напряженнее, проводя до часа ночи свои ежедневные итоговые рабочие совещания».

По словам нашего собеседника, России удалось «сохранить свое лицо и свое присутствие в Боснии и Герцеговине. Согласно подписанным одновременно российско-американским договоренностям, два-три российских батальона должны были участвовать в предстоящей миротворческой операции самостоятельно, но в зоне ответственности американской дивизии и под тактическим контролем ее командира». В июне 1999 года из Боснии и Герцеговины российские десантники совершили марш-бросок на косовский аэродром «Слатина». Но в целом, по словам нашего эксперта, «присутствие россиян оказалось не столько значительным, как у НАТО».

В последние годы Евросоюз и НАТО все активнее пытаются пересмотреть Дейтонское соглашение под предлогом приведения Боснии и Герцеговины в соответствие с общеевропейскими стандартами. Но эта идея наталкивается на жесткую оппозицию боснийских сербов. «Те, кто мечтает о централизованной Боснии или надеются ликвидировать полномочия Республики Сербской под предлогом европейской интеграции, должны знать, что мы никогда и ни при каких обстоятельствах не откажемся от нашей автономии», -- заявил, вступая 15 ноября в должность президента Республики Сербской, ее бывший премьер 51-летний Милорад Додик. По его словам, он будет отстаивать эту позицию «даже ценой невступления в Евросоюз». «Я сторонник Боснии, но она возможна лишь с Республикой Сербской и ее полномочиями, установленными Дейтонским мирным соглашением», -- подчеркнул он.

Петр ИСКЕНДЕРОВ