|
|
N°212, 19 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Днем с огнем
Завтра вступают в силу изменения в Правила дорожного движения
Правила дорожного движения и «автомобильная» глава Кодекса об административных правонарушениях, похоже, стали самой переменчивой областью отечественного законодательства: в субботу в силу вступают очередные поправки в ПДД и КоАП, которые в очередной раз скорректируют правила поведения водителей на дорогах и установят новые штрафы за их нарушения.
С 20 ноября будут несколько расширены права пешеходов. Водители обязаны пропускать тех, кто переходит улицу по «зебре» уже тогда, когда пешеходы только ступили на проезжую часть. Согласно прежней редакции правил водитель должен был притормозить в том случае, когда пешеход уже идет по «зебре». Таким образом, переходя улицу, гражданин может не оглядываться по сторонам, но он не должен забывать, что исключение из правил сделано для машин со спецсигналами. При приближении машин «с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом» пешеход «обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть».
Впрочем, как выяснилось, в этом правиле есть свои оговорки. Замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД Владимир Кузин вчера разъяснил общественности: «Если пешеход только начал переходить дорогу с большим количеством рядов, то водитель, увидев пешехода на «зебре», не нарушит правила, если проедет переход без остановки, -- но при этом автомобилист должен оценить обстановку и убедиться, что он успеет проехать, не помешав пешеходам».
По словам представителей ГИБДД, уточняется порядок выезда на участки с круговым движением. Приоритет получат водители, которые уже находятся на круге; тем же, кто заезжает на такой участок, придется подождать (в соответствии с новой редакцией п. 13.9 ПДД -- «Проезд нерегулируемых перекрестков»). К слову, как сообщил Центр организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы, на всех столичных перекрестках с круговым движениям уже установлены знаки «уступи дорогу».
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что в данном случае ничего принципиально нового в ПДД не вводится. «Правила проезда перекрестков с круговым движением не меняются, -- подчеркнул г-н Похмелкин в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- В правилах появилось следующее новшество: если вывешен знак «уступи дорогу» и вместе с тем знак, предупреждающий, что вы выезжаете на перекресток с круговым движением, то вы обязаны уступить дорогу тем, кто находится на этом круге». Если же такого знака нет, то осталось прежнее правило -- «помеха справа», отмечает Похмелкин: если знака нет, то преимуществом пользуется тот, кто въезжает на круг справа.
Отныне водителям, передвигающимся по городу днем, придется ехать с включенным ближним светом. Напомним, ранее правила требовали в обязательном порядке «светить» лишь при езде за пределами населенных пунктов. Кроме того, в новой редакции ПДД появится понятие «дневные ходовые огни», перекочевавшее в отечественное законодательство из международной конвенции о дорожном движении 1968 года -- такими светодиодными фонарями, расположенными в бампере или в фарах, оборудованы некоторые иномарки. Г-н Кузин заверил: решая, наказывать или нет за не включенные фары, гаишники будут действовать рационально. «Если свет не включен в солнечный день, когда это нарушение не представляет опасности на дороге, сотрудник ГИБДД может ограничиться устным предупреждением, не будет штрафовать», -- подчеркнул замглавы ДОБДД.
Вообще же из слов г-на Кузина следовало, что инспектор должен оценивать любое нарушение ПДД исходя из конкретных обстоятельств: «Если было допущено несерьезное нарушение, не создавало опасности на дороге и было вызвано не злым умыслом, а невнимательностью водителя, то инспектор может ограничиться устным замечанием».
«Большинство новаций, внесенных в ПДД, можно приветствовать: это касается обязанности включать фары ближнего света днем в населенном пункте, -- считает Виктор Похмелкин. -- Это правильная норма, она действует во многих странах и действительно позволяет снизить аварийность». Любые ссылки на то, что это какие-то дополнительные затраты, по мнению эксперта, «не принимаются, поскольку речь идет о безопасности».
Сотрудники ГИБДД и прочих оперативных служб, а также инструкторы автошкол и таксисты, которым раньше разрешалось ездить не пристегнутыми, отныне обязаны использовать ремни безопасности, так же как и все рядовые участники движения.
Новая редакция ПДД сулит и некоторые послабления для участников дорожного движения. После вступления поправок в силу менее строго будет трактоваться понятие «обгон». По новым правилам обгоном считается не любое «опережение, связанное с выездом за пределы своей полосы», а опережение одного или нескольких автомобилей, связанное с выездом на встречку и "последующим возвращением на ранее занимаемую полосу или сторону дороги». Теперь можно будет обгонять тихоходный транспорт даже там, где стоит знак «обгон запрещен» (правда, надо учесть, что вышеупомянутый тихоход должен быть оборудован специальным знаком). При этом новая редакция ПДД четко устанавливает: обгон запрещается в том случае, если опережаемый вами автомобиль сам кого-то обгоняет.
Серьезные изменения коснутся и порядка сдачи экзаменов на получение водительских прав категорий А, В, С и D. Уже с субботы -- со дня вступления поправок в законную силу -- сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД начнут принимать экзамены по новым билетам, которые составлены с учетом новшеств в ПДД. Как пояснили журналистам в пресс-службе департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД), «в новых билетах улучшено качество иллюстраций, кроме того, при их подготовке были учтены предложения и замечания автошкол, общественных объединений и автолюбителей; при этом спорные вопросы и ответы к ним, имеющие неоднозначное толкование, были исключены из списков».
Поправки в ПДД и изменения в КоАП, карающие за нарушения правил, вступают в силу практически одновременно. Начиная с воскресенья ужесточается ответственность водителей за выезд на трамвайные пути встречного направления. Теперь за это правонарушение грозит лишение прав на срок от четырех месяцев до полугода (ранее максимальным наказанием был штраф от 1 до 1,5 тыс. руб.). За езду по встречке на улице с односторонним движением полагается штраф 5 тыс. руб. -- как альтернатива лишению прав. Те же 5 тыс. придется уплатить водителям, чей выезд на полосу встречного движения попал в поле зрения средств видеофиксации. Штраф за несоблюдение дорожных знаков или разметки увеличен в три раза -- со 100 до 300 руб. Сотню рублей придется уплатить, если вас признают виновным в нарушении упомянутого выше нового правила -- об обязательном включении фар ближнего света днем.
«Принципиальных изменений, на мой взгляд, нет, -- комментирует Похмелкин. -- По сути, усилена ответственность только за выезд на трамвайные пути встречного направления -- он приравнен к выезду на встречную полосу дороги».
Михаил МОШКИН