|
|
N°207, 12 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Силовой прием
Общественную комиссию по наблюдению за СИЗО могут взять под контроль ветераны спецслужб
В московской общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по контролю за местами принудительного содержания, которая сейчас переживает процесс ротации состава, намечается скандал. Несмотря на уверенные заявления представителей Общественной палаты РФ о том, что второй всероссийский призыв «контролеров» за тюрьмами и следственными изоляторами проходит в штатном режиме и комиссии сохранят необходимую независимость, функционирование этого института гражданского контроля может серьезно осложниться. Как сообщил «Времени новостей» директор Института прав человека Валентин Гефтер, у правозащитников, непосредственно занимающихся «тюремным» контролем, вызывает серьезную обеспокоенность нехарактерно большое количество выходцев из силовых структур, оказавшихся в итоговых списках кандидатов на членство в московской ОНК.
При этом, обращает внимание г-н Гефтер, формирование списков, в котором оказались люди «неизвестного происхождения», сопровождается исключением из числа претендентов на членство в комиссии независимых правозащитников. Среди отсеченных, в частности, оказались представитель регионального общественного информационно-аналитического центра «Сова» Михаил Кригер и член благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа» Иван Нинеко.
Окончательное решение об «исключении» правозащитников принималось 10 ноября, на заседании руководимой членом Общественной палаты (ОП) Сергеем Катыриным комиссии по формированию состава ОНК второго созыва, сообщил «Времени новостей» один из действующих членов комиссии. Кем в итоге заменили правозащитников, пока непонятно, но, судя по списку кандидатов в контролеры, опубликованному на сайте ОП, у г-на Катырина и его коллег был широкий выбор. Среди претендентов на то, чтобы следить за московскими следственными изоляторами (колоний в столице нет), есть, например, по два представителя региональной общественной организации ветеранов и сотрудников спецслужб «Ассамблея», общественной организации профессиональных охранников «Элита», а также общественной организации ветеранов оперативных служб «Честь». Также в этом списке присутствует по одному представителю от регионального благотворительного общественного фонда помощи силовым ведомствам «Держава» и общественной организации ветеранов органов внутренних дел Москвы. При этом в списке есть и другие люди, которые имеют весьма косвенное отношение к тюремной правозащите, например члены Федерации автомобильного спорта города Москвы, известной широкой публике лишь своими шоу с участием спортивных автомобилей на Триумфальной площади.
«Трагедии пока не случилось, -- несмотря на обеспокоенность, старается не паниковать г-н Гефтер. -- Ведь эти люди хорошо знают систему изнутри и теоретически могут помочь в деятельности комиссии». При этом он не исключает, что представители силовых ведомств всерьез собираются контролировать не СИЗО, а входящих в наблюдательную комиссию правозащитников. «Лучше бы они контролировали выполнение тех рекомендаций, которые оставляют им правозащитники после посещения колоний и СИЗО», -- заявил президент Института прав человека.
Другие представители правозащитного крыла полагают, что время дипломатии прошло -- судя по кадровому настрою кураторов института ОНК в Общественной палате, функционирование комиссии в течение ближайших трех лет может быть парализовано. «Если в ходе прошлого набора в ОНК силовиков можно было пересчитать по пальцам (их было всего двое -- из общероссийской общественной организации «Совет родителей военнослужащих России». -- Ред.), то сегодня их чуть ли не половина из претендентов на членство в комиссии. Хорошо, если получится так, что в итоге в ОНК силовиков и правозащитников будет хотя бы поровну», -- негодует один из членов комиссии.
Вячеслав КОЗЛОВ