|
|
N°207, 12 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иракский компромисс
Под аккомпанемент межобщинного насилия
В течение восьми месяцев после мартовских парламентских выборов Ирак находился в ситуации безвластия. Политические (они же этноконфессиональные) силы, получившие представительство в парламенте, никак не могли договориться о распределении властных полномочий. И вот вчера наконец было объявлено о том, что они достигли согласия о распределении портфелей.
После вывода в августе этого года американских боевых частей (полностью иностранные войска еще не ушли из Ирака) положение дел обострилось донельзя. Целая серия терактов произошла в ночь на среду в христианских кварталах Багдада. В ходе обстрела домов, где проживают христиане, погибло не менее шести, ранено свыше 30 человек. Это стало отголоском еще более громкого теракта, случившегося 31 октября, когда террористы захватили заложников в христианской церкви в Багдаде. Тогда в ходе нападения и последовавшего за ним штурма церкви погибло свыше 50 человек.
Впрочем, христиане, составляющие чуть более 2% населения страны и не имеющие своего компактного места проживания, не участвуют в распределении портфелей во властных структурах Ирака. Главными религиозными и этническими общинами, участвующими в дележе властных полномочий, являются арабы-шииты (составляющие более половины населения и проживающие главным образом на юге), арабы-сунниты (центральная часть страны) и курды (север).
По итогам мартовских выборов относительное большинство (91 место из 325) получило суннитское объединение «Аль-Иракия» («Иракское») бывшего премьера Айада Алляви, приютившее в том числе некоторых функционеров правившей при Саддаме Хусейне партии Баас. Но для того, чтобы быть утвержденным в должности главы правительства, имевшейся поддержки в парламенте Айаду Алляви было недостаточно. В ходе длительного политического маневрирования блок «Коалиция правового государства» нынешнего и.о. премьера Нури аль-Малики, проигравший блоку «Аль-Иракия» всего два места, сумел переиграть Алляви, заручившись поддержкой большинства шиитских партий, входящих в состав «Национального альянса». Но ведущая сила альянса -- «Высший совет исламской революции» -- выступала против назначения аль-Малики на пост премьера.
В конце концов после долгих переговоров ведущим политическим силам удалось достичь консенсуса. Пост премьера сохранил за собой аль-Малики (причем его поддержала и часть блока «Аль-Иракия»), пост президента остается за лидером иракских курдов Джалялем Талабани, а блоку «Аль-Иракия» отойдут должности спикера парламента и главы МИДа. Айад Алляви займет место главы высшего совета по стратегической политике -- органа, которому предстоит сыграть важную роль в контроле за деятельностью госучреждений. Договоренность об этом была достигнута вчера по итогам поездки в Ирак помощника госсекретаря США Джефри Фелдмана. Впрочем, вряд ли это соглашение положит конец межобщинному насилию.
Борис ВОЛХОНСКИЙ