|
|
N°156, 28 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все рвутся на финансовый фронт
«Силовики» не оставят Минфин без оперативной поддержки
В продолжающейся уже более года борьбе различных ведомств за право стать органом финансовой разведки начался новый раунд. Как стало известно газете «Время новостей», премьер-министр Михаил Касьянов на днях распорядился ликвидировать Межведомственный центр (МВЦ) по противодействию легализации преступных доходов при МВД РФ. Именно МВЦ и созданный прошлой осенью Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) при Минфине изначально оспаривали право стать главным российским борцом с «грязными» деньгами. Это соперничество сопровождалось беспрерывными бюрократическими интригами. В результате победили Комитет и Минфин.
Однако и Межведомственный центр (представляющий интересы не только МВД, но и всех прочих «силовых» структур), как выяснилось, хоронить рано. По нашей информации, несмотря на постановление премьера Касьянова, сейчас ведутся интенсивные переговоры о том, чтобы Центр перешел под эгиду Комитета. Это означает, что возглавляемый Виктором Зубковым КФМ не только приобретет мощные информационные ресурсы МВЦ, но и способность самостоятельно проводить полноценные оперативно-следственные действия. И, таким образом, превратиться из комитета по анализу и мониторингу в «сыскное» силовое ведомство.
Проблема борьбы с отмыванием приобрела для России особую остроту, после того как FATF (международная структура по борьбе с легализацией денег) внесла нас в свой «черный» список. Покинуть этот список не помог даже специальный «антиотмывочный» закон, который, как считает большинство специалистов, был принят в прошлом году наспех и исключительно в угоду FATF. В этом законе предусматривалось, что исполнять его будет специализированная структура (так называемый уполномоченный орган), за создание которой и развернулась межведомственная борьба. Минфин полагал, что существующий уже несколько лет МВЦ при МВД не соответствует этой задаче Доводы главы Минфина Алексея Кудрина оказались более убедительными, и при его ведомстве был создан КФМ. Но и МВЦ тоже продолжал до последнего времени официально существовать. Буквально все инициативы и идеи руководства Минфина и КФМ в межведомственном центре подвергали жесткой критике. Особенно комитету досталось, когда Алексей Кудрин поставил вопрос о наделении КФМ функциями «по выявлению и блокированию каналов финансирования террористов». В МВЦ шумно удивлялись, как «гражданский» КФМ сможет противостоять еще и террористам. Правда, сам МВЦ все больше сам превращался в номинальную структуру. Изначально только в его центральном аппарате (не считая многочисленных филиалов в регионах) трудилось более 50 человек, в том числе представители Минфина, ЦБ, ФСБ, ФСНП, МВД, ГТК и т.д. Однако с появлением КФМ многие ведомства отозвали из МВЦ своих представителей, и к этой весне там осталось семь наиболее стойких сотрудников, включая замглавы центра Александра Бабичева.
Точку в судьбе Межведомственного центра поставило МВД, при котором он и был создан. Вначале руководство министерства создало свою, сугубо милицейскую структуру по борьбе с «отмыванием» денег - специальное Оперативно-розыскное бюро (ОРБ). А потом отправило Михаилу Касьянову письмо с просьбой ликвидировать МВЦ за ненадобностью. Премьер-министр такое решение одобрил, однако, как стало известно «Время новостей», оно вызвало явное неприятие у представителей ряда ведомств, изначально участвовавших в создании центра. А без их согласия он окончательно закрыт быть не может. Если Минфин, ФСНП и МВД с ликвидацией центра согласились, то ГТК и ФСБ - только частично. Их доводы таковы: КФМ, как структуре сугубо гражданской, закон не позволяет заниматься оперативно-розыскной работой, а сотрудники МВЦ, являясь одновременно действующими сотрудниками силовых ведомств, вести ее могут. Поэтому им гораздо легче бороться с финансовой мафией.
Тем не менее, все остававшиеся в МВЦ сотрудники недавно были откомандированы из центра в свои прежние ведомства - ФСНП, МВД, ФСБ, где их встретили, мягко говоря, не лучшим образом. Так, Александру Бабичеву в его «родном» ФСНП предложили уйти на пенсию. Но если Центр возродится в новом качестве, опыт других сотрудников окажется востребован. Минфин получит в свое распоряжение «силовиков», а спецслужбы - доступ к обширной финансовой информации.
Александр ШВАРЕВ