|
|
N°205, 10 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Менеджер «артисту» навек брат
Школа управления Сколково открыла выставку современного искусства
Экспозиция приурочена к Году Франции в России и России во Франции и называется «Рабочие и Философы». Подготовлена она фондом Александра Погорельского «Метафутуризм» (известным своими экспериментальными проектами в украинской резиденции Шаргород), школой управления Сколково, кураторами Евгенией Кикодзе и Александрой Фо (с российской и французской сторон соответственно). Честно, название «Рабочие и Философы» сразу соотносится с великими утопиями русского авангарда, мечтами о новом универсальном человеке, его необычайно широких возможностях самореализации. Как там у Маяковского: «Землю попашет -- попишет стихи». Вот собственно сам феномен Сколково -- во многом возрождение этой романтической программы. Новые управленцы тут готовятся по самым инновационным международным технологиям. Как написано на сайте, «проект реализуется по принципу частно-государственного партнерства в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Финансируется на средства частных инвесторов и не использует средства государственного бюджета. Председателем Международного попечительского совета Сколково является президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев». В принципе это модель воспитания новых рыночных сверхчеловеков, идеальных лидеров, авангардистов менеджмента, смотрящих на сто миль вперед. Не зря же архитектурный ансамбль школы Сколково (находится он на первом километре Сколковского шоссе) спроектирован под впечатлением картин Казимира Малевича известным британским архитектором Дэвидом Аджайе.
Понятно, что наследие авангарда стало одной из тем новой выставки. Кураторы замысловато объясняют смычку рабочих с философами. Художники, выбранные в раздел «Рабочие» (среди них в основном россияне, лидеры поколения двадцатипяти-, тридцатилетних, от Владимира Логутова и Ивана Плюща до Иры Кориной), отвечают за новый модернизм, «позитивную веру в новые возможности искусства», урбанизм и «дикую эстетику». «Философами» приглашены по большей части молодые французы, а из россиян медитативные Виктор Алимпиев, Кирилл Асс, участники группы «Синий суп». Им суждено размышлять о том, как видят мир сегодняшние художники. В общем-то телеологические установки обоих заданий очень близки. Даже настолько близки, что объяснения, почему одна работа -- от «философа», другая -- дело рук «рабочего», представляются в образе схоластического диспута. «Рабочим» раз ты можешь быть, то и «Философом» обязан. И наоборот. И в той, и в другой частях множество интересной новой изобразительной абстракции, сложносочиненные высокотехнологические инсталляции. Минимум миметического (того, что может быть узнано сразу, и ассоциируется с традицией реализма), минимум социально-критического. Скорее нам предложена версия молодого искусства, в котором пластицизм замысловато взаимодействует с концептуальными, умозрительными конструкциями. И это интересно. Для Сколково выбор удачный, учитывая, например, что в школе разрабатывается и такая модная даже в артмире тема, как нанотехнологии. Ну а если кто-то примет эту, открытую до 7 декабря выставку всего лишь версией украшения богатых офисов, так ведь философом быть надо, как и было сказано.
Сергей ХАЧАТУРОВ