Время новостей
     N°204, 09 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2010
Новые фавориты
Названы победители Большого фестиваля мультфильмов
Как уже не раз говорилось, у Большого фестиваля мультфильмов жюри нет, здесь все решают зрители, голосуя анкетами, и это сразу отменяет обвинения в предвзятости судей. Но, как показывает опыт, выбор зрителей выглядит ничуть не хуже многих придирчивых жюри и не меньше говорит о сегодняшней жизни короткометражной анимации как нашей, так и зарубежной. Награды -- фигурки девочки Анимаши, сделанные по эскизу Ивана Максимова, вручались в трех программных блоках. В первом -- детских программах, составленных из фильмов, снятых в России в последние годы, -- и приз, и три диплома получили картины из цикла «Гора самоцветов» (лучшей из которых дети сочли смешную и энергичную историю Андрея Соколова «Про собаку Розку» о маленькой злобной собачонке). Эта ситуация вполне отражает недавнюю российскую анимационную реальность: вплоть до последнего времени все лучшие детские фильмы у нас были из цикла, начатого на «Пилоте» еще Александром Татарским.

Тем не менее в программном блоке «Премьеры», где показывают самые свежие отечественные фильмы, зрители не выбрали ни одной сказки из «Горы самоцветов», хотя три из них, совсем недавно законченные, в программу входили и залу нравились (особенно насмешливая татская сказка о любви «После...» Инги Коржневой). Место бывших фаворитов заняли новые: трехмерный компьютерный сериал «Маша и медведь» (диплом фестиваля взяла серия Олега Ужинова «День варенья») и фильм «Снегири и коты» из лирического цикла Вероники Федоровой «Круглый год» по прозе Юрия Коваля. А главный фильм в этой номинации получили сразу две серии из знаменитого мини-сериала Алексея Алексеева о лесных музыкантах Log Jam -- «Про бобра» и «Зима». Впрочем, этот уморительный абсурдистский цикл неизменно получает и профессиональные, и зрительские призы повсюду, куда ни приезжает, и число его фестивальных наград перевалило за семьдесят.

Кроме зрителей отношения с современной российской анимацией выясняли и критики. Лидерами их рейтинга были фильмы явно авторские, одиночные (как ни странно, такие у нас еще снимают). Во-первых, последний фильм трилогии Ивана Максимова о жизни во власти стихии -- «Приливы туда-сюда». Узнаваемый фантастический мир Максимова не теряет обаяния, хоть и становится немного больше похож на реальный. Во-вторых, совсем свежий фильм Алексея Демина «Шатало» -- задумчивая история Юрия Коваля о черном коте, которого все в деревне опасались, нарисованная карандашом на совсем легком акварельном фоне. Этот рассказ, построенный не на линейном сюжете, а скорее на атмосфере и ассоциациях, имел высокие шансы на победу у искушенных зрителей. Но приз критики все же взял фильм Валентина Ольшванга «Со вечора дождик» по «Русалке» Алексея Толстого. Картина, где притча о любви мужика к русалке, уходила на второй план, заслоненная психологически точным и почти обыденным сюжетом о любви и ревности.

Что касается зрительских наград в самом объемном блоке программ -- «Победители» (куда входят фильмы, награжденные на мировых анимационных смотрах прошедшего года), то они были вручены настолько разнообразным картинам, что вряд ли кому-то пришло бы в голову упрекать публику в неразборчивости. Здесь был почти триллер -- французский фильм «Десять», соединяющий игровое кино с трехмерной компьютерной анимацией. В рассказе о молодом человеке, боящемся наступать на стыки между плитами мостовой, режиссер показывает нам, что происходит в больном воображении героя. Оказывается, плиты неожиданно уходят у него из-под ног, отрезая от тела кровавые куски. Норвежский фильм «Злой человек», получивший огромное количество призов по всему миру, -- социальный сюжет о насилии в семье, излагающий в меру сентиментальную и весьма напряженную историю о мальчике, боящемся собственного вспыльчивого отца. Три главных Анимаши для «Победителей» ушли, во-первых, «Пуде» Софьи Кравцовой по рассказу Бориса Житкова, -- милой детской истории о маленьком фантазере, вообразившем, что собачка из кусочка меха ожила. Во-вторых, пародийному американо-французскому экшну «Ради носка» с участием не людей, а шмоток (джинсы, платье и прочие детали одежды идут вызволять попавший в лапы бандитов носок). И наконец, сатире «Корова, которая хотела стать гамбургером» американской звезды анимации Билла Плимптона, который издевается над консюмеризмом и властью рекламы. Кстати, совсем скоро Плимптон приезжает в Москву -- представлять свой полнометражный фильм и открывать выставку собственных рисунков в галерее «На Солянке», где как раз только что закрылась выставка «Пилот. From Abroad» Большого фестиваля мультфильмов.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Кино