|
|
N°156, 28 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Господдержка вместо отката
Кинематографистов в день профессионального праздника порадовали перспективами
День российского кино вчера отметили дважды: официальным докладом первого заместителя министра культуры РФ Александра Голутвы, прочитанным в зале бывшего Госкино, и пресс-конференцией новой Киноакадемии на «Мосфильме», посвященной премии «Золотой орел». Объединила оба мероприятия тема переноса профессионального праздника. С этой инициативой от имени академии выступил ее президент Владимир Наумов, предложивший назначить праздник на последнюю пятницу сентября, и именно в этот день будет, кстати, и вручать «Золотого орла», который таким образом получает дополнительный статус. Министерство культуры, однако, считает, что такие вопросы должен решать президент по представлению общественности. Если общество сочтет, что перенос целесообразен, тогда -- пожалуйста. Другое дело, что два года назад уже была попытка изменить дату, так как нынешняя отмечает день подписания Лениным декрета о национализации кинопромышленности. Предлагали 28 декабря, день первого киносеанса в мире, но тогда достаточно убедительных аргументов найти не удалось. Получится ли это у Никиты Михалкова, главного идеолога реформы, неизвестно. Понятно, что часть кинематографистов будет азартно сопротивляться -- хотя бы просто из нежелания подчиняться прихотям председателя Союза кинематографистов.
Однако пока День российского кино празднуют в августе, и Министерство культуры сделало все, чтобы стало ясно: праздновать есть что. Конечно, доверительно сообщил Александр Голутва, если бы не было праздника, нашлось бы много проблем, о которых стоит сказать. Но для парадного подведения итогов хорошего все-таки много. Главное -- удалось изменить мнение, что в стране с рыночной экономикой кино должно жить на собственные деньги. В этом году достигнута принципиальная договоренность с правительством о постоянном увеличении выделенных на кино бюджетных средств. И хотя в следующем году сумма еще не столь значительна, как хотелось (из-за «напряженного бюджета»), в дальнейшем она будет расти.
Государство снова станет заказчиком картин. Оно будет задавать тему и полностью финансировать те произведения, какие сочтет для себя нужными. Честно сказать, пока это получается у него не очень. Большая часть фильмов, созданных при господдержке, из рук вон плохи. Впрочем, справедливости ради следует отметить: те, что созданы при помощи спонсоров или частных денег, не лучше. Кроме того, эта лафа и вовсе кончилась с отменой льгот по налогообложению. Никто сейчас не даст денег на кино и ради отката. (До сих пор специалисты удивляются, как, например, крупный концерн потратил на съемки 23 млн долларов, а на экране видно не больше двух?)
В министерстве уверены: чем больше будет картин, тем чаще среди них будут попадаться хорошие. Дело и сегодня не так плохо: активизировался интерес к русскому кино за рубежом -- фильмы «Кукушка» Александра Рогожкина, «Война» Алексея Балабанова, «Чеховские мотивы» Киры Муратовой приглашены на десятки разнокалиберных фестивалей. Венецианский фестиваль включил в свои программы небывалое количество российских фильмов, а «Дом свиданий» Андрона Кончаловского -- в конкурсе. Какова во всем этом заслуга государства, пока непонятно, но в каждой из снятых картин есть толика государственных средств. В общем, оптимистично заключил г-н Голутва, «все будет хорошо».
Алена СОЛНЦЕВА