Сегодня увидит свет новый номер польского еженедельника «Впрост» с материалом
о гибели президентского самолета под Смоленском 10 апреля. Заранее анонсированная публикация вызвала в Польше всеобщий интерес, ведь журналистам издания удалось найти ответы на ряд важных вопросов после ознакомления с 57 томами следственных документов о причинах авиакатастрофы.
«Впрост» сообщает, что находившийся на борту разбившегося лайнера главнокомандующий военно-воздушными силами Польши генерал Анджей Бласик прежде конфликтовал с пилотами президентского самолета и часто садился за штурвал во время полетов своих подчиненных. Об этом свидетельствуют высказывания вдов и сослуживцев погибших членов экипажа.
В частности, вдова техника Анджея Михаляка сообщила следствию, что генерал принуждал военнослужащих 36-го спецполка транспортной авиации (летчики этой воинской части пилотируют правительственные самолеты) проводить в Закопане пешие «учения на выживание». «По мнению мужа, такого рода занятия в труднейших условиях не имели смысла для экипажей пассажирских самолетов, ведь у них нет возможности катапультироваться и шансов выжить в случае трагедии, -- говорит Малгожата Михаляк и поясняет: -- Генерал Бласик бывал очень недоволен отсутствием больных. Он проверял у врача, не симулируют ли пилоты, заставляя их поддерживать организм в кондиции форсированным маршем с тяжелыми рюкзаками по горам».
Магдалена Протасюк, супруга погибшего командира президентского Ту-154М капитана Аркадиуша Протасюка, отмечает: «Из разговоров с мужем знаю, что у генерала был трудный характер, он не терпел возражений и говорил в повелительном тоне». Практически все свидетели убеждены, что присутствие Бласика в кабине действовало на пилотов угнетающе. «Зная моего мужа, могу утверждать, что ситуация была для него психологически неудобной, -- говорит вдова капитана Протасюка. -- Хотела бы знать, что генерал Бласик делал в кабине Ту-154».
Вдова Артура Зентека, который был штурманом президентского самолета, вспоминает, что муж жаловался, как Бласик, с которым ему несколько раз случалось лететь вместе, приказывал освободить место второго пилота и сам усаживался за штурвал. Пилот Як-40 Рафал Ковалечко показывает, что так вел себя «только и исключительно» генерал Бласик: «Я три раза оказывался в таких ситуациях, когда он приказывал мне освободить место пилота и занимал его вплоть до приземления. Я в это время находился в пассажирском отсеке».
На сторону погибшего главкома встала его вдова Эва Бласик. Она считает, что даже если ее муж и входил в кабину 10 апреля, то не для того, чтобы оказать давление на пилотов, а сделать так, чтобы «защитить непосредственно экипаж от прямых вопросов типа: «Вовремя ли приземлимся?» или «Успеем?»
В мае Межгосударственный авиационный комитет в предварительном отчете исключил из причин катастрофы теракт, взрыв или пожар на борту, а также технические неисправности. Зато МАК обратил внимание на присутствие в кабине пилотов посторонних лиц.