|
|
N°154, 26 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братья и сестры
Михаил Касьянов расставляет госбанки по местам
Премьер-министр Михаил Касьянов вынужден был вмешаться в полемику Внешторгбанка и Внешэкономбанка вокруг их функций. И объяснить, что пока правительство (а не команды этих двух банков) принимает решение, как именно будет вестись реформация госбанков, к которым пока еще -- до приватизации -- относится и ВТБ.
История всплыла в самом неожиданном месте -- в Шанхае во время визита главы российского правительства в Китай. Председатель ВТБ Андрей Костин решил озвучить тот факт, что в ближайшие два месяца получит в свое ведение весь объем коммерческих операций ВЭБа и что коммерческим кредитованием этот банк заниматься больше не будет. Но, как выяснилось, в такой формулировке это еще не вполне «факт». Глава Внешэкономбанка Владимир Чернухин пояснил, что не собирается расставаться с некоторыми коммерческими функциями, которые ему придется исполнять как государственному агенту. Высокопоставленный чиновник в кабинете министров в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» дал понять, что эта маленькая перепалка возникла вследствие повышенной активности г-на Костина, который хотел бы получить из ВЭБа в свой банк максимум возможного, включая и сделки по линии военно-технического сотрудничества.
Судя по всему, Михаил Касьянов жестко настроен на то, чтобы не допустить никаких двойных толкований относительно того, какие активы и пассивы ВЭБа будут переданы ВТБ и чем будут заниматься оба банка. «ВТБ не является агентом правительства. Это коммерческий банк, который пока находится в нашей собственности. Но он подлежит приватизации, переговоры об этом ведутся, в частности, с ЕБРР», -- пояснил премьер. Что касается Внешэкономбанка, то он «больше не будет выполнять «вольную» коммерческую функцию», заявил Касьянов, но тут же добавил: «Однако как агент государства он будет продолжать на коммерческой основе обслуживать долги и кредиты по линии военно-технического сотрудничества». Премьер подчеркнул, что правительство примет отдельное решение, будет ли оно в дальнейшем (по завершении нынешних контрактов) предоставлять ВЭБу право обслуживания кредитов. Тем самым дав понять, что г-н Костин несколько спешит с выводами о судьбе Внешэкономбанка.
Что же касается перевода клиентских счетов из ВЭБа в ВТБ, то здесь г-н Касьянов выступил даже оптимистичнее г-на Костина, сказав, что процесс может уже быть завершен через месяц, а не через два. Правда, он оговорился, что «никого из клиентов палкой никуда загонять не будут» -- все исключительно «с согласия». И все же правительство, видимо, станет «подбадривать» клиентов ВЭБа, с тем чтобы они действовали соответствующим образом.
Говоря о грядущих преобразованиях в сфере госбанков, г-н Касьянов пояснил, почему, собственно, не спешит оттеснять ВЭБ от внешнеэкономической деятельности. На его взгляд, сегодня предстоит разобраться с тем, как более эффективно вести поддержку отечественного экспорта. Вряд ли в ближайшее время с такой задачей справится в одиночку «хиленький», по словам премьера, Росэксимбанк. После того как ВЭБ не так давно приобрел новую эмиссию акций этого банка, они стали, по мнению г-на Касьянова, как «брат и сестра». Премьер хочет дать возможность этому союзу проявить себя в рамках господдержки экспорта, отметив, что в зависимости от результатов правительство также будет рассматривать вопрос об увеличении капитала Росэксимбанка. Пока, судя по всему, в его силах г-н Касьянов не очень уверен.
Вера КУЗНЕЦОВА