|
|
N°198, 28 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Аэрофлот» не ждет
Авиакомпания намерена оштрафовать Boeing и "Сухой"
«Аэрофлот» намерен оштрафовать авиастроительные компании Boeing и «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) за нарушение сроков поставки самолетов. Об этом вчера сообщил заместитель генерального директора по финансам крупнейшего российского перевозчика Шамиль Курмашов. Несколькими часами позже его высказывания частично дезавуировал вице-премьер России Сергей Иванов. «Если первые самолеты (Sukhoi Superjet 100, SSJ. -- Ред.) будут поставлены не в декабре, а в январе (2011 года. -- Ред.), мир не рухнет и «Аэрофлот» тоже», -- заявил вице-премьер агентству Интерфакс. Представители Boeing и ГСС -- Дмитрий Хрол и Ольга Каюкова соответственно сообщили «Времени новостей», что их компании продолжают работать над исполнением контрактов с «Аэрофлотом», а детали взаимоотношений с заказчиками никогда не комментируют.
«Аэрофлот» в декабре 2005 года заказал у ГСС 30 экземпляров SSJ. Начало поставки по первоначальному контракту было намечено на ноябрь 2008 года. В июне 2007-го крупнейшая российская авиакомпания заключила соглашение о покупке 22 дальнемагистральных лайнеров Boeing-787, также находящихся в процессе проектирования. В последующем оба авиастроительных проекта независимо друг от друга столкнулись с непредвиденными техническими трудностями. Сроки вывода лайнеров на рынок были, как выражаются профессионалы, «сдвинуты вправо». В результате сейчас начало поставки SSJ «Аэрофлоту» ожидается в декабре текущего года, а Boeing-787 -- в 2016 году. До сих пор заказчик с пониманием воспринимал эти изменения и не выдвигал публично материальных претензий к поставщикам.
Впервые о возможности таких шагов журналистам сообщил г-н Курмашов вчера, в кулуарах саммита финансовых директоров, организованного Институтом Адама Смита. Он выразил сомнение, что поставка SSJ, запланированная на декабрь, состоится. «Нет, они не готовы. Нам они нужны более чем, нужны под расписание, и у нас большие планы на них на следующий год. Они (ГСС. -- Ред.) могут поставить нам в декабре два самолета, но это будут самолеты, не соответствующие летным характеристикам», -- цитирует Интерфакс г-на Курмашова. Он подчеркнул, что для эксплуатации SSJ еще нет подготовленных пилотов, а для обучения летчиков не созданы тренажеры -- симуляторы полетов на таких машинах. «Мы не будем принимать некондиционные самолеты, будем включать все штрафы», -- заявил он, не уточняя сумму возможных финансовых санкций. Реальным сроком начала поставки SSJ, по его мнению, может быть первый квартал 2011 года.
По поводу претензий к Boeing г-н Курмашов был конкретнее: «Сейчас штрафы за срыв поставки уже перевалили за 100 млн долл. Это сумма, которая может быть предъявлена по истечении определенных условий, прописанных в контрактах». Причем, по словам заместителя гендиректора, «Аэрофлот» твердо намерен реализовать свои права на компенсацию. Г-н Курмашов уточнил, что штрафы могут быть взысканы с Boeing в момент начала поставки лайнеров.
Для поставщиков эти заявления не стали приятной новостью. Особенно неудобны они для ГСС, для которого «Аэрофлот» -- стартовый заказчик SSJ, единственного имеющегося в наличии рыночного продукта.
У Boeing масштаб достижений и проблем другой. В августе этого года авиакомпания Air India уже заявила о намерении взыскать за отсрочку поставок заказанных ею Boeing-787 от 840 млн до 1 млрд долл. На этом фоне 100-миллионные претензии «Аэрофлота» уже не кажутся экстраординарными, хотя все равно не могут радовать менеджеров американского авиастроительного гиганта.
Впрочем, заявления г-на Курмашова не поддержали вчера другие руководители «Аэрофлота». Пресс-секретарь ГСС Ольга Каюкова вчера заявила «Времени новостей», что из «Аэрофлота» она получила письмо, где сказано, что слова заместителя гендиректора не являются официальной позицией авиакомпании. Проверить это утверждение непосредственно в «Аэрофлоте» корреспонденту газеты не удалось: телефон и.о. руководителя департамента общественных связей авиакомпании Ирины Данненберг не отвечал. Зато вчера по проблеме высказался вице-премьер Сергей Иванов, курирующий в российском правительстве авиастроение. Не затрагивая вопрос о штрафах, он подтвердил Интерфаксу, что поставки первых самолетов SSJ «Аэрофлоту» планируются в конце нынешнего года. Г-н Иванов также отметил, что «если самолеты будут поставлены не в декабре, а в январе, мир и «Аэрофлот» не рухнут». Г-жа Каюкова сообщила, что ГСС готовится к первой поставке в декабре.
Михаил КУКУШКИН