|
|
N°197, 27 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большое кинематографическое путешествие
В Москве прошел кинофестиваль «2 in 1»
Гран-при фестиваля, а также приз в номинации «история» получил полнометражный дебют серба Николы Лежаича «Красный холм». Это своеобразный гибрид раннего Хармони Корина и позднего Гаса Ван Сента, экстремального видео «Чудаков» и «Магнитных бурь» Вадима Абдрашитова (сам режиссер, впрочем, утверждает, что вдохновлялся работами знаменитого американского фотографа Уильяма Эглстона). Жесткая элегия про двух приятелей-скейтбордистов, влюбившихся в одну и ту же девушку и выясняющих отношения на фоне возрастающей социальной напряженности в Боре, некогда бывшим крупнейшим центром сербской (да и европейской) медной промышленности, а ныне превратившимся почти что в город-призрак, вроде тех, что доживают свой век вокруг заброшенных рудников на Среднем Западе. По категории «изображение» и «звук» награды достались датско-шведскому документальному фильму «Армадилло» Януса Метца (в этом году он стал первой за двадцать лет неигровой картиной, премированной в рамках каннской Недели критики), хроника полугода из жизни солдат на натовской базе в Афганистане. «Героем» же фестивального конкурса стала Эва Габор, исполнившая главную роль в фильме Агнеш Кочиш «Пал Адриенн» (копродукция Венгрии, Нидерландов, Австрии и Франции), участвовавшем в «Особом взгляде» Канна-2010. К сожалению, остался без призов на сто процентов оправдывающий заявленную в названии превосходную степень «Бесподобный мистер Фокс» Уэса Андерсона -- кукольный мультфильм о лисах и людях по книжке Роальда Дала, который несчастливо избежал широкого российского кинопроката (но при этом счастливо -- дубляжа: оставшиеся за кадром Джордж Клуни, Мерил Стрип, Джейсон Шварцман, Оуэн Уилсон, Билл Мюррей, Майкл Гэмбон и Уильям Дефо сыграли здесь безусловно лучшие свои роли, и имевшие уши это таки услышали). А приз блоггерского жюри ушел испанской «Сетке от комаров» Аугусти Вилы, главному призеру последнего фестиваля в Карловых Варах.
Вообще «2 in 1» оказался, кажется, первым за долгое время отечественным фестивалем, на котором грань между конкурсной (по обыкновению игнорируемой публикой) и внеконкурсной (вызывающей неподдельный интерес) программами была предельно размыта -- отменных фильмов было предостаточно и там и там. Вне конкурса не обошлось без реальных потрясений. В первую очередь это «Аврора» провозвестника новой румынской волны Кристи Пуи (автора гениальной «Смерти господина Лазареску»), трехчасовая сага о маленьком человеке Вьореле (его сыграл сам режиссер), в чьем доме поселился непобедимый ремонт, а душа на наших глазах превращается в большой адронный коллайдер, продуцирующий неумолимую черную дыру. Если с чем и можно сравнить этот великий и страшный фильм (от одной только сцены, в которой Вьорель в квартире с ободранными обоями сгребает в картонную коробку коллекцию игрушечных автомобильчиков, можно в прямом смысле слова сойти с ума), так только с первым прослушиванием альбома группы «Соломенные еноты» «Горбунок»: «Весною я часто впадаю в кому, потому что чувствую: не покатило! Весною девицы выходят из дома и каждая ищет своего Чикатило. Весною я часто впадаю в спячку и в эти дни мне немного надо... Ведь я простой контролер по вкладам. Я простой контролер по вкладам! И каждый день я слышу зов тюрьмы». Опыт, который вряд ли может быть порекомендован любому зрителю, но для всех, кто жаждет нешуточного и испепеляющего катарсиса, -- необходимый (нечто похожее происходит и на вошедшей в ту же внеконкурсную программу «Матч-пойнт» «Мелодию для шарманки» члена жюри Киры Муратовой). К сожалению, ничего подобного не происходит при просмотре «Жизни во время войны» Тодда Солондза -- поменявшего актерский состав продолжения его же «Счастья». Фильм получился какой-то изнуренный и вымороченный, и хотя слез на экране проливается изрядно, сочувствовать привычным солондзевским извращенцам с тонкой душевной организацией как-то не получается. Но смотреть стоит -- тем более что фильм уже на этой неделе выходит в московский ограниченный прокат.
Отдельной радостью стала программа «Московская полночь», показы которой начинались в полном соответствии с названием (в духе «Полночного безумия» на фестивале в Торонто) и демонстрировали жанровые фильмы, не укладывающиеся при этом в привычные жанровые определения. Лучшим из них стала, безусловно, «Шина» Кантена Дюпье (известного меломанам как музыкант и диджей Мистер Уазо) -- уморительный и обескураживающе (до черной зависти) умный концептуалистский триллер про разумную автомобильную покрышку-убийцу. Фильм этот, в определенной степени сравнимый по силе психоделического воздействия (одна сцена, в которой шина (!) смотрит (!!) телевизор (!!!) в номере отеля, стоит всего золота мира) с «Мифогенной любовью каст», просто обязан увидеть любой уважающий себя киноман, и очень хочется, чтобы он в какой-то момент появился хотя бы в артхаусном прокате. А уж соображения, высказываемые одним из героев по поводу истинного значения смысла в современном кино (тут досталось и спилберговскому «Инопланетянину», и «Пианисту» Романа Поланского, и даже «Техасской резне бензопилой»), достойны войти в золотой фонд киноцитат наравне с мемами из «Бриллиантовой руки» или «Криминального чтива».
И -- как ни сложно в это поверить, тем более что фестиваль длился всего-то четыре дня, -- это только вершина айсберга. По-хорошему все эти дни любому человеку, не равнодушному к искусству движущихся изображений, надо было дневать и ночевать исключительно в тех местах, где проходил фестиваль. Такого количества по-настоящему важного, интересного и, так сказать, правильного кино Москва не видела давно. Настолько, что впору вспомнить цитату из одноименного фестивалю фильма все той же Киры Муратовой, непечатного ответа на вопрос, заданный Ренатой Литвиновой Богдану Ступке: «А у вас что же, давно не было женщин?» «2 in 1» оставил именно такое впечатление.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ