На фоне решений финансовых властей стран «большой двадцатки» доллар продолжил снижение. По мнению экспертов, в долгосрочной перспективе нынешние тенденции сохранятся: доллар будет снижаться к основным валютам, а юань очень медленно укрепляться. В ходе встречи в южнокорейском Кенджу в минувшие выходные министры финансов и главы центробанков крупнейших стран мира призвали друг друга избегать «соревновательной девальвации» и сократить торговые дисбалансы. При этом американцы подверглись непривычно жесткой критике со стороны традиционных партнеров. Так, министр экономики Германии Райнер Брюдерле назвал ошибкой и манипулированием валютными курсами «постоянное избыточное создание новых денег»
(см. «Время новостей» от 25 октября).
На прошлой неделе министр финансов США Тимоти Гайтнер заявлял, что США не пытаются провести девальвацию доллара в интересах своих экспортеров. Глава казначейства не видит особых причин для того, чтобы доллар продолжал снижаться к евро и иене, поскольку эти основные мировые валюты «почти выравнены».
Финансовые власти впервые за время встреч в формате «двадцатки» выработали единую позицию по поводу курсов валют, однако, как и предсказывали аналитики, соглашений, подобных тем, что были заключены в 1980-х годах, не случилось. В сентябре 1985 года в нью-йоркском отеле Plaza представители стран G7 подписали соглашение, которое предусматривало международные меры для ослабления доллара по отношению к иене и немецкой марке посредством операций на валютном рынке. В 1987 году было заключено Луврское соглашение, которое поддержало доллар, после чего он резко вырос.
По мнению экспертов, решения, принятые в Корее, едва ли будут способствовать приостановке падения доллара. Инвесторы будут следить за решениями Федеральной резервной системы, заседание которой состоится на следующей неделе. Если регулятор вопреки призывам членов «двадцатки» решится на дополнительное приобретение активов, курс доллара продолжит снижение.
На фоне решений саммита доллар упал вчера на 0,8%, до 1,4 долл. за евро. К иене он снизился до 80,66 иены за доллар. «Я не вижу никаких причин, которые заставили бы игроков перестать продавать доллар и покупать валюты, которые выглядят недооцененными», -- сказал Bloomberg старший валютный стратег Westpac Шон Кэллоу. Глава отдела валютной стратегии HSBC Holdings Plc Дэвид Блум полагает, что «валютная война» будет продолжаться как минимум до встречи лидеров G20 в Сеуле 11--12 ноября.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер сразу после саммита полетел в Китай и встретился с вице-премьером КНР Ван Цишанем. Глава американского казначейства заявил, что оптимистически смотрит на вопрос движения КНР к укреплению юаня.
«Нынешние тенденции могут ослабнуть на короткое время, но в долгосрочной перспективе дисбалансы сохранятся», -- считает глава отдела валютной стратегии UBS в Сингапуре Мансур Мохи-уддин. Он прогнозирует, что курс юаня достигнет 6,55 юаня за доллар к концу года, то есть укрепится менее чем на 2%.
Единственная из основных валют, которая в последнее время снижалась быстрее, чем доллар, -- британский фунт. С июля он снизился на 6,4% к корзине из девяти ключевых валют. Только за прошлую неделю британская валюта потеряла 1,29%. При этом, по мнению экспертов, худшее для фунта еще впереди. С тех пор как коалиция консерваторов и либерал-демократов пришла к власти в Великобритании в мае этого года, эксперты по отношению к фунту настроены пессимистично. По мнению экономистов, программа по сокращению бюджета на 81 млрд фунтов к 2015 году, осуществляемая правительством во главе с Дэвидом Кэмероном, может вынудить Банк Англии приступить к печатанию большого количества денег для предотвращения новой рецессии. Это окажет дополнительное давление на валюту Великобритании. «Ослабление фунта определенно продолжится, -- считает глава отдела валютной стратегии BNP Paribas Ханс Гюнтер Редекер. -- Бюджетная консолидация может сильно ударить по экономике в тот период, когда она ослабляется. В этих условиях нужно сохранять мягкие денежные условия». По прогнозам аналитика, фунт упадет до 1,4 долл. к июню следующего года. Вчера валюта торговалась вблизи отметки 1,575 долл. за фунт.