Время новостей
     N°196, 26 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2010
Новейшая старая сказка
О книге Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Гимназия №13»
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский написали книгу о любви. То есть вообще-то в новой книге авторов повестей «Правдивая история Деда Мороза» (2008) и «Время всегда хорошее» (2009) -- романе-сказке «для взрослеющих детей и взрослых, не желающих расставаться с детством» «Гимназия №13» говорится очень много о чем. О праславянской мифологии и ее осколках, сохранившихся в народных поверьях и всем знакомых сказках. О древнерусских усобицах и второй мировой войне, равно ужасающих разгулом жестокости. О сегодняшнем школьном укладе, в котором барахтаются (кто с удовольствием, а кто и без оного) всегдашние зубрилы и лентяи, лидеры и аутсайдеры, очкастые умники и роковые красавицы (а также учителя и обслуживающий персонал). О занимательности обычных учебных предметов (от физики до литературы). Об изготовлении взрывчатки в домашних условиях из подручных средств. О белорусском национальном характере, столь же загадочном, как и все прочие. О том, как разумно (да и приятно) быть вежливым. Об остановившемся времени. О нарушении второго закона Ньютона (и всех остальных тоже). О поисках выхода из безвыходного положения. О том, каким образом Кощей может стать бессмертным. О пище -- вкусной и здоровой пище (а иногда, к сожалению, не очень). О возможности находить нужную информацию (слушайте! слушайте!) без помощи электрического Интернета. О том, что историю всегда пишут победители. О том, как в нас живут души наших предков. Об ответственности и легкомыслии, упрямстве и мужестве, готовности к самопожертвованию и податливости на соблазны. О том, сколь благотворно в иных случаях употребление (неумеренное!) горячительных напитков. О вещих снах. О могучем дубе, который, кажется, был всегда, целый день неколебимо противостоял опытной бригаде, вознамерившейся его спилить, а потом взял да «без причины» и рухнул. О двух дубках, которые неожиданно проросли там, где возвышался их могучий родитель. О том, что мир наш не черно-белый, а разноцветный. И, как явствует из всего сказанного выше, о невероятных, опасных и захватывающих дух (героев и читателей) приключениях, которые выпали на долю шести семиклассников -- трех девочек и трех мальчиков. И, разумеется, об их победе. Не над тем, что по привычке считалось и считается злом, а над вечной враждой двух станов, каждый из которых полагает себя единственным носителем добра.

Победе, к сожалению, временной. Как временно торжество настоящего добра в любой сказке, вершащейся свадьбой и воцарением свершившего надлежащие подвиги героя. Как временны счастье, покой и благополучие, к которым сквозь испытания, ошибки, бедствия, неудачи добираются герои тех -- необязательно совсем уж старинных -- романов с хорошим концом, поэтика которых восходит к сказочной. Как временно всякое умиротворенное затишье в нашем мире, ибо преизрядное число его обитателей отравлено жаждой власти и первенства, завистью и ревностью, эгоизмом и злобой. И богов, что вроде бы миром правят, творят по своему образу и подобию. Вот и воюют с незапамятных пор рать Белобога с армией Чернобога. И когда одна из сил берет верх, другая тут же посрамляется. Да так, что на века запоминается: низвергнувший ворога Перун воплощает абсолютное добро, а супротивник его Кощей -- столь же абсолютное зло. И никто не помнит, что Кощей не страшный иссохший старикан, а вечно молодая пленительная красавица по имени Паляндра. И о том, что когда-то Перун и Паляндра любили друг друга. А потом... потом пошли ожесточенные битвы, белые одолели черных, Паляндра попала в заточение, а якобы установившийся порядок не мешал людям враждовать с той же яростью, что клокотала в придуманных ими богах. Битва которых возобновилась, когда из-за шальной затеи гимназиста Антона Волкова (и двух его верных друзей) был потревожен могучий дуб (приют Перуна).

Что имело и другие грандиозные последствия. В частности, для замысливших диверсию мальчиков и по разным причинам оказавшихся в пустой школе девочек, вдруг обнаруживших себя в совершенно невероятном мире.

И не найти бы им дороги домой, не вернуть привычного облика обыкновенной гимназии (дурной ее номер отношения к делу не имеет), не отстоять права прежде неведомых (но многое в школьной жизни определяющих) Столового, Зального, Библиотечного и прочих гимназических домовых, не замирить бы Паляндру с Перуном, расселив их по новым дубкам, кабы не любовь.

Нет, конечно, изобретательность, смелость, трудолюбие, находчивость, готовность учиться (и откуда бы ей взяться -- среди героев лишь двое прежде были к этому склонны) -- все эти качества, постепенно наращиваемые юными героями, в успешном завершении их страшных приключений эффективно сработали. И хранители школьных покоев свою лепту в общее дело внесли. Но все же не будь в мире любви, остались бы гимназисты без солнца и светил. Так и бродили бы по зловещим темным коридорам, размышляя к какому из враждующих сонмищ примкнуть. Дабы рубиться и рубиться, погибать и оживать для новых бессмысленных побоищ.

Но мальчики и девочки избежали этой печальной участи. Недаром в заколдованном мире оказалось три пары: отличник (из тех, что успешно изобретают если не вечный двигатель, то что-нибудь не менее грандиозное) и отличница (которой осточертело все знать от ентих до ентих), победительная пловчиха и здоровенный увалень, прирожденный атаман-авантюрист и таинственная девочка, умеющая и в обыденном мире видеть то, чего другим никогда не заметить... И все сбылось. Хотя вожаку-задире Антону на роду было написано стать воином Кощея (да и очаровала его красавица Паляндра), а тихой ясноглазой Леле Солнцевой верно служить Перуну. Они, сами того не осознавая, выбрали любовь. Как и две другие пары. И тогда выяснилось, что бесперечь бранящиеся русалка (в обыденном мире -- техничка, которой побаивается сам директор школы) и говорящий кот (кажется, и в обыденности не лишенный этого дара) тоже любят друг друга. И что у Перуна с Паляндрой все не так просто. И что для прекращения бессмысленных битв дыхание любви не менее необходимо, чем старинные колдовские хитрости. А для живой, обаятельной и поучительной (без унылой наставительности) современной сказки эта самая любовь необходима не меньше, чем блестящая эрудиция, светлый юмор, интертекстуальные игры, уважение к серьезной науке и осведомленность в свычаях и обычаях как тысячелетних домовых, так и нынешних отроков и отроковиц. Только веря в любовь, можно доказать, что дети наши не монстры и выродки, а живые, яркие и способные творить чудеса существа, что история не состоит из одной только кровавой мерзости, что бинарными оппозициями мира не опишешь, что новые времена вечным сказкам не помеха, что время всегда, если о том порадеешь, хорошее.

А рухнувший дуб все равно очень жалко.

Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения