|
|
N°194, 22 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Камерные методы
Общественная палата недовольна концепцией реформы уголовно-исправительной системы
Премьер-министр Владимир Путин слишком поспешно одобрил Концепцию развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года, считают правозащитники и общественники. Скрепив на днях подписью подготовленный Министерством юстиции проект концепции, глава правительства преподнес Общественной палате РФ неприятный сюрприз. Вчера в ходе встречи с чиновниками из Минюста и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) представители ОП выразили крайнее недовольство тем, что авторы концепции пренебрегли рядом принципиальных требований общественников, без учета которых реформа УИС станет оторванным от жизни бюрократическим преобразованием.
Подготовка к реформе уголовно-исполнительной системы вступила в активную фазу еще в 2009 году, после того как вслед за президентом министр юстиции Александр Коновалов назвал действующий в России подход к уголовному наказанию «устаревшим и неадекватным». Г-н Коновалов заявил, что основной задачей преобразований является сокращение численности заключенных, «поскольку более половины граждан, отбывающих наказание, могли быть наказаны за свои проступки вне изоляции от общества и разрыва социальных связей». Основной же идеей реформы в Минюсте считают так называемую сепарацию спецконтингента -- отделение особо опасных преступников и рецидивистов от тех, кто попал в места заключения в первый раз и зачастую по глупости.
В Минюсте предлагают оставить лишь два вида исправительных учреждений -- тюрьмы и колонии-поселения, в которых, согласно концепции развития УИС, не будет коллективного, «барачного» содержания заключенных. Уход от привычной лагерной формы существования, уверены в Минюсте, лишит заключенных необходимости «лавировать между требованиями администрации и основной массой осужденных». В ведомстве г-на Коновалова рассчитывают, что кардинальная реформа устоявшегося за последние десятилетия уклада жизни российских зэков поможет решить одну из самых острых проблем отечественной пенитенциарной системы -- высокий уровень рецидивизма.
По общему мнению правозащитников, проанализировавших концепцию реформы УИС, предлагаемые новшества не соответствуют, а иногда и прямо противоречат требованиям международных конвенций по обращению с заключенными. Особую озабоченность у членов Общественной палаты вызывают планы Минюста сократить количество воспитательных колоний с 62 до 33. Если планы ведомства будут реализованы, многим несовершеннолетним заключенным придется отбывать наказание вдали от дома. А это, в свою очередь, приведет к проблемам с социализацией после возвращения.
При этом общественники не нашли в концепции ряд важных, на их взгляд, пунктов. По словам руководителя центра «Стратегия» Александра Сунгурова, в утвержденном правительством документе, например, ничего не говорится о создании института пробации (вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока под надзор специальных органов). Хотя именно с помощью пробации можно существенно сократить количество заключенных за решеткой. «Министр, встречаясь с нами, обещал, что пробации будет выделен отдельный раздел, но мы видим, что про нее ни слова!» -- обращался г-н Сунгуров к представителям Минюста и ФСИН.
В свою очередь директор Института прав человека Валентин Гефтер отметил, что в концепции совершенно отсутствуют отсылки и напоминания про права особенно уязвимых групп заключенных -- женщин и детей. «Когда все это будет прописано, можно будет сказать, что система УИС повернулась лицом к людям», -- отметил г-н Гефтер. Председатель правления фонда «Социальное партнерство» Валерий Борщев привлек внимание собравшихся к неоправданно большой, а порой, как в случае со смертью юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, губительной роли следствия в пенитенциарной системе. «В концепции ничего нет по этому поводу. Как нет там и упоминания о проблеме с тюремной медициной», -- указал г-н Борщев.
В какой-то момент дискуссия обострилась до предела. Член Общественной палаты Олег Зыков даже потребовал от чиновников четко ответить, ставит ли эта реформа во главу угла судьбу человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, или предполагает только бюрократические изменения. Не ожидавшие такого напора представители Минюста и ФСИН пытались успокоить общественников уверениями в том, что работа по реформированию уголовно-исправительной системы не заканчивается написанием концепции и что обсуждение будет продолжено. Замминистра юстиции Александр Смирнов уточнил, что сейчас в стенах ведомства готовится «порядка 20 законопроектов, которые будут направлены на изменение законодательства».
Один из законопроектов вчера обсуждался на специальном совещании у Дмитрия Медведева по вопросам либерализации уголовного законодательства. Как сообщил журналистам министр юстиции Александр Коновалов, обсуждавшийся на совещании проект поправок в Уголовный кодекс РФ в случае его принятия приведет к революционным изменениям в уголовно-судебной практике. Сам президент отметил, что поправки в УК предлагают для 68 составов преступлений назначать наказание в виде лишения свободы на более короткие сроки, чем предусматривает нынешнее законодательство. Санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф в качестве основного вида наказания, а 12 составов -- исправительными работами. В 118 составах, сообщает РИА Новости, нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста вообще исключен.
Вячеслав КОЗЛОВ