|
|
N°191, 19 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предпродажная подготовка
Премьер пригласил иностранных инвесторов поучаствовать в приватизации крупных госкомпаний в 2011 году
Премьер-министр Владимир Путин продолжает использовать любой повод, чтобы закрепить в умах участников экономической деятельности факт окончания кризиса. Вчера на очередном ежегодном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) глава правительства рассказал, что Россия выходит из кризиса быстрее, чем ожидалось, но в целом меняется в лучшую сторону медленнее, чем хотелось бы. Председатель правительства завлекал инвесторов неназванными, но «интересными» активами, которые будут выставлены на приватизацию в будущем году.
На ежегодных встречах КСИИ инвесторы и чиновники обмениваются предложениями, как улучшить предпринимательский климат и повысить привлекательность российской экономики. В совет сейчас входят 42 транснациональные корпорации, работающие в России. По действующим правилам в ежегодных встречах на высшем уровне могут присутствовать только главы компаний, поэтому вчера в столичном отеле «Балчуг Кемпински» по разным причинам недосчитались почти половины членов совета.
Премьер открыл заседание с напоминания о новом порядке работы иностранных специалистов в России -- для высококвалифицированных сотрудников отменены квоты, а порядок оформления максимально упрощен. Впрочем, как присутствующих, так и отсутствующих в зале это касалось мало -- головные офисы крупнейших компаний не спешат перебазироваться в Москву, несмотря на претензии российской столицы на звание международного финансового центра и создающийся инновационный пригород в Сколкове.
На прошлой неделе глава правительства встречался с активом российского бизнеса (Владимир Путин вчера напомнил и об этом). Во время общения с представителями общественной организации «Деловая Россия» премьер ясно дал понять -- бизнес должен сам своим ответственным и законопослушным поведением формировать благоприятную для себя среду. Вчера г-н Путин по отношению к иностранным инвесторам слегка подкорректировал посыл: «С точки зрения защиты прав и интересов инвесторов мы не делим бизнес на российский и иностранный -- для нас важно создать комфортные условия для всех, кто хочет осваивать российский рынок». Комфортные условия предстоит создавать и инвестиционному омбудсмену, первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который сидел по правую руку от своего непосредственного начальника.
Глава кабинета министров приводил примеры взаимопомощи со стороны государства и иностранных компаний: правительство не делило бизнес на отечественный и иностранный, оказывая поддержку как дочерним структурам иностранных банков, работающим в России, так и сборочным производствам зарубежных автопроизводителей. А такие компании, как «Пепсико», «Проктер энд Гэмбл» не стали откладывать реализацию своих инвестиционных планов. «Все компании, представленные в совете, вложили в Россию почти 100 млрд долл.», -- поблагодарил за «уверенность в огромных перспективах российского рынка» премьер.
Правительство в лице Владимира Путина также демонстрирует веру в отечественную экономику: «Мы ожидаем, что рост валового внутреннего продукта в этом году составит 4%, может быть, даже чуть больше. За ближайшие два года рассчитываем полностью компенсировать объемы ВВП, потерянные в ходе кризиса», -- сказал премьер. Дефицит федерального бюджета в 2010 году, по мнению г-на Путина, окажется существенно ниже прогноза в 5,3% ВВП. Хотя на днях министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что дефицит бюджета едва ли составит менее 5%.
К конкурентным преимуществам российской экономики премьер отнес «здоровую макроэкономическую политику» со стороны государства, небольшой уровень госдолга по отношению к ВВП (11%), рост золотовалютных резервов, стабильный и предсказуемый курс рубля.
«Хотя, должен откровенно сказать, многие наши компании, частные компании, обращались к нам с просьбой взять в государственную собственность контрольные пакеты акций, мы намерены делать ставку на частную инициативу, поддержку конкуренции, эффективные рыночные инструменты», -- завлекал г-ну Путин иностранных инвесторов. Более того, премьер заранее прорекламировал программу приватизации на 2011 год, которая будет рассмотрена на одном из ближайших заседаний правительства: «Не буду пока раскрывать деталей, но скажу, что на торги будут выставлены весьма интересные госпакеты». Впрочем, ранее уже анонсировалось желание государства выставить на продажу пакеты Сбербанка, «Роснефти», ВТБ, РЖД и других действительно интересных крупному иностранному бизнесу компаний.
Владимир Путин сообщил о решениях, принятых по итогам встречи с «Деловой Россией», -- разумеется, все они, в том числе упрощение доступа к инфраструктуре естественных монополий, будут распространяться и на иностранные компании. А вот процесс создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, упомянутый премьером, с одной стороны, должен привлекать инвесторов, которые намерены работать на территории трех стран, а с другой -- может помешать введению безвизового режима со странами Евросоюза. По крайней мере, глава российского правительства попросил присутствующих «продвигать» идею отмены виз и косвенно признал, что в случае формирования единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном в ЕС возникнет проблема безвизового режима и с этими странами.
«России нужны прямые частные иностранные инвестиции -- «умные» инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест», -- сформулировал запрос правительства участникам совета г-н Путин.
От иностранных инвесторов выступили председатель совета директоров «Эрнст энд Янг Глобал», сопредседатель Консультативного совета по иностранным инвестициям Джим Терли, президент «Теленор Груп» Йон Фредерик Баксаас, генеральный директор «Сименс» Питер Лешер, председатель правления группы «Юникредит» Федерико Гиццони, а также глава Alcoa Клаус Клейнфилд.
Владимир Путин продемонстрировал полное согласие с выступавшими после него -- принимал претензии к отсутствию современных электронных государственных систем, из-за чего возникает бумажная волокита, кивал во время рассуждений об административных барьерах и неразвитой транспортной инфраструктуре. Но, пожалуй, на все эти претензии премьер предусмотрительно ответил, завершая свое вступительное слово: «Россия меняется -- может быть, не так быстро, как нам бы всем хотелось, но изменения есть».
Юлия МИРОНОВА