|
|
N°191, 19 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чаю не обещают
Вышла новая версия журнала «Театр»
Возрождение «толстого» журнала в наши дни -- редкость; появление театрального журнала - редкость чрезвычайная. Журнал под названием «Театр» впервые появился в СССР в 1937 году (до того был «Советский театр», «Драматургия и театр») и переживал вместе со страной разные времена -- богатые и бедные, тоталитарные и демократические. В конце 90-х исчез; в 2000-м был возрожден командой Валерия Семеновского, что не удержала темп издания в сложных финансовых условиях (журнал появлялся, бывало, один раз в год), и снова испарился после конфликтного увольнения Семеновского председателем СТД Александром Калягиным. Теперь выходит новая версия -- на обложке снова стоит «номер 1».
Главным редактором назначена Марина Давыдова, что свидетельствует о неожиданной смелости председателя СТД. Давыдова -- человек в театральном мире очень известный (в свое время была обозревателем нашей газеты, ныне служит в «Известиях» и отвечает за театр на портале openspace.ru), но отнюдь не всеми любимый. К рулю издания «театрального сообщества» пришел человек с довольно жесткими взглядами на существующую в стране театральную систему и убежденный в том, что репертуарный театр (главное сокровище отечества, по мнению многих деятелей искусства) приносит более вреда, чем пользы, искусству как таковому.
Соответственно, и журнал будет иным -- не сборником рецензий, как многие годы до того. Наоборот, рецензии, статьи, посвященные какому-то одному спектаклю, будут появляться в «Театре» крайне редко -- только тогда, когда этот конкретный спектакль станет очевидным событием. На пресс-конференции, посвященной выходу первого номера из печати, Марина Давыдова рассказала о том, из чего же будет состоять журнал.
Три генеральных раздела: «Театр на сцене», «Театр за сценой» и «Театр за пределами театра». Первый очевиден: это о великих людях и значимых постановках (главными героями №1 стали Анатолий Эфрос, которому в этом году исполнилось бы 85 лет, год назад покинувшая этот мир Пина Бауш и «Дон Жуан», поставленный Дмитрием Черняковым в Экс-ан-Провансе). Второй -- о том, как театр готовится, подрастает (или вянет и гниет): разговоры о театральном образовании, функционировании театра в провинции и происходящем неочевидно, но неизбежно распаде репертуарной системы. И третий -- о театре, и не предполагающем наличие рампы, не ограниченном ее условностями. Еще один раздел «Театр. Текст» -- в журнале много лет печатали пьесы, новая версия издания продолжает традицию и публикует «Реку» Алексея Паперного. (Впрочем, Марина Давыдова предупредила на пресс-конференции, что совершенно необязательно в каждом номере журнала будет именно пьеса, могут быть и другие жанры, например площадка может быть предоставлена поэту.) И наконец, еще один небольшой, но важный раздел -- Yellow pages, статистика. Как говорил Станислав Ежи Лец, «сатирики, молчите; пусть говорят цифры», -- журнал «Театр» обращает внимание читателей на то, сколько актеров в Москве работают не только там, где лежит их трудовая книжка. (Это к разговору о распаде репертуарной системы, театра-дома.)
Редакция (в нее кроме Давыдовой входят выпускающий редактор Ада Шмерлинг и заместитель главного редактора, отвечающий за музыкальный театр, Илья Кухаренко) обещает, что журнал будет выходить раз в два месяца. А вот чего не обещает, это той атмосферы милых интеллигентских посиделок за чашкой чаю, которой, по воспоминаниям ветеранов, славилась редакция во времена позднего застоя. Клубом редакция не будет хотя бы потому, что все ее сотрудники -- люди, живущие в ритме Интернета, а не в ритме чаепития, и собирают журнал в основном «в удаленном доступе». Это, кажется, слегка огорчило собравшуюся на пресс-конференцию почтенную театральную общественность. Но это дает лишнюю надежду на успех журнала.
Анна ГОРДЕЕВА