Время новостей
     N°190, 18 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2010
Давайте негромко
«Обыкновенное чудо» стало мюзиклом
Геннадий Гладков и Юлий Ким, 30 лет назад придумавшие шесть песен для фильма Марка Захарова, сочинили еще 15, а к старым добавили по нескольку строк. В результате музыки хватило на трехчасовое представление, и начиная с минувших выходных, в Театральном центре на Дубровке историю про Принцессу и Медведя поют ежедневно, кроме понедельников.

Очевидно, что мюзикл обречен на сравнение со старым фильмом, и так же очевидно, что старому фильму спектакль проигрывает. В нем меньше блистательного текста Евгения Шварца -- просто потому, что при переложении для пения он превратился в текст Юлия Кима. А у Кима бывают и удачи, и неудачи, и к первым трудно отнести такой, например, пассаж из монолога находящегося в душевном расстройстве Короля: «Подойдите ближе, подержите крышу, съехала она». Нет, есть и удачные фрагменты, но уж слишком часто ежишься от произнесения подобных перлов.

Ставил спектакль Иван Поповски, и он не спорит с фильмом Марка Захарова, наоборот, достаточно часто на него намекает или впрямую цитирует. Все, разумеется, помнят, как Андрей Миронов в роли Министра-Администратора воспарял неожиданно к небесам во время своего песенного монолога про бабочку и воробья. Здесь происходит ровно то же самое -- только с учетом того, что это театр, а не экран и вверх парящего Администратора поднимают коллеги. Художник Лариса Ломакина также апеллирует к фильму: посреди зимы ее Трактирщик тоже носит соломенную шляпу, и дивный воздушный шар-корабль, что парил в кабинете Волшебника, тоже появляется на сцене, только в уменьшенном, прирученном виде.

Многое спасают артисты: на роль Волшебника пригласили одного из лучших (среди специализирующихся на мюзиклах) артистов страны Игоря Балалаева, и он сотворил своего персонажа взбалмошным, трогательным, живым, чудесным и ничуть не пытался повторить Олега Янковского. Его герой, затеявший всю эту сказочную историю, гораздо более эксцентричен, чем экранный предшественник. Он больше ребенок в душе и более мил именно детям, потому что даже в момент произнесения суровых слов про то, что нельзя ничего изменить, всем своим встрепанным, добродушным видом дает понять, что это все-таки сказка, а сказка должна закончиться хорошо. Министра-Администратора играет Антон Эльдаров -- он как раз оглядывается на фильм, вот только не на «Обыкновенное чудо». Его персонаж будто выпрыгнул из «Айболита-66», этакий Бармалей-энтузиаст. Энергия, которая хлещет из актера, заводит зал, начинающий уставать на середине спектакля. В роли Медведя Павел Хрулев; актер убедителен и тогда, когда его герой неловок, и тогда, когда он решителен. (А еще ему очень идет наряд из меха, хотя и совершенно неподходящий по смыслу -- очевидно, что именно Медведь чужую шкуру на себя бы никогда не надел.)

С женскими ролями сложнее. Принцесса (Юлия Пак) трогательно хрупка, но катастрофически необаятельна, а Елена Чарквиани (еще одно имя из топ-десятки наших артистов, редкий дар эксцентрики, не лишенной человеческого тепла) в роли Эмилии зачем-то все же вышивает роль по канве Екатерины Васильевой.

В результате получился спектакль неровный -- то веселый, то заставляющий смотреть на часы. С не очень понятным адресом. Вроде бы более для детей, чем фильм, но для детей три часа -- это все же многовато. Что-то еще выправится в актерских работах. Что-то (тексты) изменить, вероятно, уже нельзя, хотя некоторые куски можно выбросить вполне безболезненно. Возможный способ проведения вечера. Если не ждать чудес.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр