|
|
N°188, 14 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восточный комитет подвел итоги
"России так и не удалось сделать акцент на индустриализацию"
Процесс модернизации в экономике России пошел на спад -- такое мнение высказал вчера в Берлине глава Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд. Это была его последняя встреча с журналистами в данной роли, в которой 67-летний юрист и экономист по образованию выступал последние десять лет. Официально смена руководства в Восточном комитете произойдет к 1 декабря. Между тем сегодня в «Адлоне», самом фешенебельном столичном отеле, в присутствии федерального канцлера Ангелы Меркель, которая выступит с торжественной речью, будет представлено новое руководство Восточного комитета. Его председателем станет 59-летний Экхард Кордес -- немецкий менеджер, с 2007 года занимающий пост главы правления торгового концерна Metro, известного своей экспансией в восточноевропейских странах.
Вместе с г-ном Мангольдом вчера с прессой прощались и оба члена правления -- «мистер газ» Буркхард Бергманн, прежний глава E.ON Ruhrgas, и финансист Тессен фон Хайдебрек, до 2007 года входивший в состав правления Deutsche Bank. В новую команду комитета войдут Йоханнес Тайссен, председатель правления энергетического концерна E.ON, Катарина Клаас-Мюльхойзер, глава наблюдательного совета компании Claas, Юрген Флитшен, член правления Deutsche Bank, и Ханс Ульрих Энгель, член правления концерна BASF.
Передавая дела новому руководству, прежнее подвело итоги и обозначило перспективы экономики вверенного ему региона (от восточной границы Германии до Центральной Азии и Дальнего Востока). Г-н Мангольд отметил, что страны Восточной Европы достигли конечного этапа крупного финансового и экономического кризиса. Рынки преимущественно стабилизировались. В среднем по Восточной Европе в текущем году ожидается увеличение ВВП на 3,5%, в России -- на 4%. Только Румыния, как выразился г-н Мангольд, «не вернулась в рост». Серьезные трудности испытывают также Болгария и Хорватия. Проблемной страной он назвал Киргизию, отметив, что дело не только в абсолютных показателях нынешнего роста ВВП. «Важно знать, там ли мы находимся, где были в докризисное время», -- сказал он, подчеркнув, что торговый товарооборот до сих пор не достиг прежнего уровня.
Зато тенденции в российско-германской торговле позволяют смотреть в будущее нашего стратегического партнерства с оптимизмом, считает г-н Мангольд. По его данным, в июле текущего года показатель немецкого экспорта в Россию подскочил на 40%. Тем не менее, по оценке Восточного комитета германской экономики, в последнее время динамика процесса модернизации в России «сдает». Россия, как заметил г-н Мангольд, в своем нынешнем развитии делает два шага вперед, шаг назад и заметно отстала от других стран БРИК -- Бразилии, Индии и Китая -- на пути к конкурентоспособности на мировых рынках. «России так и не удалось сделать акцент на индустриализацию, -- посетовал г-н Мангольд. -- До сих пор около 80% ее экспорта строится на основе вывоза сырья. Нынешний рост российского ВВП на 4% не должен вводить нас в заблуждение в отношении все еще существующей зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и потребности в модернизации. России необходимо допускать у себя больше конкурентного соперничества, существеннее открываться для иностранных инвесторов -- лишь так в страну придут знания и капитал, необходимые для модернизации».
Положительно охарактеризовал г-н Мангольд процесс переговоров о вступлении России в ВТО: «За 17 лет с начала этих переговоров мы еще никогда не были так близки к прорыву в этом направлении. После достигнутых в Женеве договоренностей между Россией и США мы надеемся на соответствующее соглашение между Россией и Евросоюзом». Европейцы в ходе предстоящих переговоров рассчитывают на отмену воздвигнутых Россией в последние годы протекционистских торговых барьеров, в частности высоких пошлин на ввоз легковых автомобилей и сельхозмашин. Справедливым считает г-н Мангольд стремление российского руководства к взаимной отмене визового режима между Россией и Германией. Однако это движение по замкнутому кругу: Германия, как и все страны ЕС, входящие в шенгенскую зону, не вправе принимать решения на этот счет на национальном уровне. А в Брюсселе идея безвизового обмена с Россией не находит взаимности. Клаус Мангольд потребовал от федерального правительства усилить давление на брюссельскую бюрократию и активнее искать пути решения визовой проблемы.
Среди хронических российских болезней он назвал бюрократию и коррупцию. Нет у немцев ясности и с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Восточный комитет германской экономики считает, что пока рано давать какие-либо оценки. Однако, по выражению г-на Мангольда, союз функционирует «лучше, чем опасались». В связи с этим непонятно, кто же будет вступать в ВТО -- Россия самостоятельно или это трехстороннее объединение, а также то, насколько Таможенный союз открыт для других стран, таких как Узбекистан или Украина, с которыми Германия и ЕС выстраивают кооперационное партнерство.
В отношении Украины глава Восточного комитета нарисовал «амбивалентную картину». Это касается не только проблем с будущим транзитного газопровода через эту страну и его загрузки в случае реализации проекта «Южный поток». Не пролил свет на будущее отношений между Украиной и ЕС недавний визит в Германию президента Виктора Януковича. «Принципиально поддержанная президентом Януковичем стратегия интеграции Украины в ЕС теряет в последнее время в связи с украинско-российскими переговорами ясность и темп, -- подчеркнул г-н Мангольд. -- Взгляд Украины сильно сместился на восток. В данном случае ЕС путем привлекательных предложений должен повысить активность в формировании зоны свободной торговли с Украиной».
Юрий ШПАКОВ, Берлин