|
|
N°187, 13 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секретные пиломатериалы
Президент в закрытом режиме выслушал сторонников и противников строительства автотрассы через Химкинский лес
Решения по строительству скоростной трассы Москва -- Санкт-Петербург через территорию Химкинского леса президент Дмитрий Медведев пока не принял. Но, как он и обещал ранее, провел вчера встречу с экспертами, чтобы узнать мнение как сторонников, так и противников этого варианта трассы. Никаких решений по итогам встречи принято не было.
Как пояснила газете «Время новостей» пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, их принятие и не планировалось, президент хотел лично услышать аргументы «за» и «против». Когда глава государства примет решение, пока неизвестно. Никаких конкретных сроков для этого не установлено.
В начале разговора Дмитрий Медведев отметил, что «хотел бы в неэмоциональном ключе послушать аргументы в пользу избранного маршрута или против него». Учитывая накал страстей вокруг строительства трассы, встречу было решено провести за закрытыми дверями. «Я хотел бы, чтобы вы познакомили меня со своей точкой зрения. Я хотел бы это сделать непублично, с приведением тех аргументов, которые вы посчитаете правильным использовать», -- сказал г-н Медведев.
Накануне президент уже обсуждал это вопрос, встречаясь со звездами российского рока. По его мнению, из данной ситуации власть должна извлечь урок. «Если все-таки есть ощущение, что тема сверхрезонансная, нельзя закрывать глаза и говорить, что мы приняли оптимальное решение, даже если оно и есть оптимальное», -- убежден он. «Попытка сделать вид, что все нормально, что ничего не происходит, может завести ситуацию в тупик, может поставить всех нас в очень сложное положение, когда власти придется принимать трудное, непопулярное и просто плохое решение», -- добавил президент. Он подчеркнул, что в данном случае необходимо проводить консультации, встречаться и обсуждать, и уже потом принимать окончательное решение. Чем и занялся на следующий день.
На встрече с экспертами, рассказал "Времени новостей" один из ее участников, глава государства своего мнения не высказывал, лишь задавал вопросы сторонникам и противникам прокладки трассы. Они свое видение ситуации успели изложить еще до начала мероприятия. В ожидании президента среди экспертов завязалась горячая дискуссия, в ходе которой они с использованием принесенных планов, карт и выкладок пытались доказать друг другу и журналистам справедливость своего варианта прохождения автомагистрали.
Сторонник вырубки леса и официального проекта трассы, заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы Алла Меламед убеждена, что проект экологичен и экономически выгоден. Она признала, что проект предполагает вырубку примерно 90 га леса, но практически не затрагивает жилых строений. Альтернативный вариант прокладки трассы, по утверждению эксперта, предусматривает снос 52 домов и также полностью не исключает вырубку леса -- около 10 га лесных площадей должны быть расчищены. «Мое мнение как специалиста, проработавшего в этой сфере 40 лет, -- любая другая трасса потребует еще 2--3 года очень детальной проработки и еще необязательно будет доказано, что ее можно будет строить», -- заявила г-жа Меламед. Она также считает недопустимым один из вариантов, предложенных экологическими организациями, -- расширить существующее Ленинградское шоссе. «Это исключено, потому что вдоль ныне существующей трассы проживает 40-тысячное население», -- пояснила она.
Защитник Химкинского леса, глава лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко убежден, что разделение Химкинского леса на отдельные фрагменты и разрушение его единой экосистемы неизбежно приведет к постепенной гибели лесного массива. Один из вариантов, который предлагают экологические организации, объединившиеся в движение «За леса Подмосковья», -- это строительство автодороги в полосе отчуждения Октябрьской железной дороги. Как отметил г-н Ярошенко, такой вариант практически не наносит ущерба окружающей среде, при этом он незначительно отличается по протяженности от проекта, продвигаемого сторонниками строительства шоссе через Химкинский лес.
Следует напомнить, что решение о строительстве скоростной трассы было принято еще три года назад. Вариант, предусматривающий вырубку леса, с самого начала вызывал яростные протесты экологов, но в итоге было решено остановиться именно на нем. В ноябре 2009 года правительство выбрало именно этот вариант. Экологи пытались добиться его отмены, но в марте нынешнего года Верховный суд признал законным перевод 150 га леса из лесного фонда в категорию земель транспорта. Начавшаяся летом вырубка привела к практически боевым столкновениями между строителями и «зелеными». В итоге 26 августа президент после обращения "Единой России" своим решением приостановил строительство, распорядившись провести дополнительные общественные слушания по проектам строительства трассы.
Вера СИТНИНА