|
|
N°187, 13 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Академический отпуск
Ректоры вузов призвали наполовину сократить проект закона об образовании
Академическое сообщество решило принять непосредственное участие в работе над проектом нового федерального закона «Об образовании», качество которого не устраивает профессорско-преподавательский состав. В минувшую пятницу Российский союз ректоров (РСР) представил в Минобрнауки список участников комиссии, которая по замыслу руководителей вузов должна «довести до ума» законопроект до его внесения в Госдуму. В эту рабочую группу помимо самого президента РСР ректора МГУ Виктора Садовничего предлагается включить, например, президента Государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Альберта Владимирова. Сегодня ректоры должны огласить свое мнение на парламентских слушаниях в Госдуме.
Идея учреждения «ректорской комиссии» возникла на прошедшей в прошлый вторник в МГУ конференции Союза ректоров, которая в основном была посвящена новому закону «Об образовании» и на которой был жестко раскритикован проект документа, подготовленный Минобрнауки. В комментариях, которые давал г-н Садовничий по завершении конференции, говорилось о том, что в комиссию в первую очередь войдут авторитетные правоведы (в частности, упоминались имена известного юриста, членкора РАН Сергея Алексеева и главы Счетной палаты Сергея Степашина). Однако, как следует из обнародованного в пятницу списка, решено было представить весь спектр российской высшей школы.
По мнению ректоров, законопроект, подготовленный ведомством Андрея Фурсенко, разрабатывался без учета мнений самих представителей российской средней и высшей школы и в таком сыром виде не может быть передан в Госдуму. Заметим, что буквально в тот же день, 5 октября, на встрече с лауреатами премии «Учитель года-2010» президент Дмитрий Медведев предложил вынести проект закона «Об образовании» на всеобщее публичное обсуждение -- подобно тому, как было сделано с законом «О полиции». Сегодня комитет Госдумы по образованию намерен в режиме видеотрансляции провести парламентские слушания, посвященные законопроекту. 30 сентября свои слушания на эту же тему устраивала Торгово-промышленная палата, а Общественная палата намерена посвятить новому закону об образовании целую серию дискуссий, которые должны пройти с 19 по 28 октября.
Интерес, проявленный к закону главой государства, равно как и критика, высказанная ректорами, выглядит несколько запоздавшим, если учесть, что вариант, разработанный Минобрнауки, был размещен на официальном сайте министерства еще в мае. Впрочем, в РСР поясняют: после того как ведомство г-на Фурсенко обнародовало свой вариант, ректоры суммировали критические замечания, поступавшие от региональных коллег, -- всего накопилось более шести сотен предложений.
К примеру, руководители петербургских вузов обратили внимание на то, что из проекта «выпал уровень начального профобразования, что противоречит международной практике и потребностям экономики страны в квалифицированных рабочих». Не понравилось ректорам и то, что в случае принятия закона в нынешнем виде вуз не сможет именоваться академией (предполагается выстроить вертикаль «колледж--институт--университет», в которую не впишется, например, Академия МВД). Академии же согласно законопроекту должны перейти в разряд организаций дополнительного образования.
Кроме того, ректоры отметили, что представленный Минобрнауки 400-страничный законопроект, с одной стороны, излишне конкретизирован (в нем, по мнению РСР, содержится масса пунктов, место которым в должностных инструкциях), а с другой -- документ не разрешает многих проблем, с которыми сейчас сталкивается высшая школа. Сейчас, напомнил Виктор Садовничий, один и тот же вуз сможет получать финансирование из бюджетов разных уровней, частные пожертвования на развитие высшей школы облагаются налогом на прибыль «из-за размытости критерия целевого использования средств», а кооперация российских и зарубежных вузов часто затруднена из-за налогов и бюджетных ограничений. Все эти финансово-организационные сложности новый закон никак не разрешает, подчеркнул глава РСР.
В целом же, по мнению г-на Садовничего, законопроект должен «похудеть» в два раза. Ректор МГУ и его коллеги по Союзу ректоров полагают, что в нынешнем своем виде документ больше похож на справочник, который дублирует нормы гражданского, трудового, финансового и даже семейного законодательства. Кроме того, заметил Виктор Садовничий, в законопроекте слишком много декларативных норм. «Если из документа убрать общие места, им станет удобнее пользоваться», -- резюмировал президент РСР. При этом, как отметил ректор университета им. Губкина Альберт Владимиров, в тексте документа устанавливается порядок поступления в аспирантуру и докторантуру, что вполне может быть прописано не в законе, а в подзаконном акте.
Г-н Владимиров считает, что действующие нормы, по которым живет высшая школа (закон «Об образовании» 1992 года и принятый в 1996 году закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), нужно заменить не новым законом об образовании, а более основательным документом -- образовательным кодексом. О необходимости разработки такого кодекса, выступая на заседании РСР, говорили и представители регионов, например председатель совета ректоров Приволжского федерального округа и Нижегородской области Роман Стронгин.
Г-н Садовничий скептически оценивает заявление Минобрнауки о том, что проект закона «Об образовании» может быть рассмотрен и даже принят Госдумой до конца года. «Думаю, что к декабрю закона не будет», -- полагает президент Союза ректоров. Судя по всему, закон действительно «оставят на второй год»: во всяком случае, в правительство документ поступит перед новым годом, следовательно, в Думу он попадет лишь после парламентских каникул.
Михаил МОШКИН