В парламент Киргизии прошло пять партий -- такими оказались итоги состоявшихся 10 октября парламентских выборов в этой стране. Но только одна из них, идеалистическая националистическая партия «Ата-Журт», может считать себя их триумфатором. Представляющие в основном юг Киргизии атажуртовцы, среди которых много бывших представителей высшей номенклатуры эпохи правления свергнутого весной нынешнего года и осевшего в Белоруссии президента Курманбека Бакиева, в относительном выражении стали победителями выборов. После подсчета 99,5% протоколов избирательных участков, по предварительным официальным данным, «Ата-Журт» набрала 8,85% голосов. Уже даже эти цифры говорят о необычайно сильном распылении электората, которым характеризовалось голосование в нынешней Киргизии. Достаточно было получить меньше 10%, чтобы опередить всех остальных конкурентов.
Именно это положение -- оказаться позади тех, кого считали сторонниками свергнутой власти, -- и стало главной причиной сильнейшего разочарования других относительных победителей парламентской гонки. Это Социал-демократическая партия (СДПК), возглавляемая экс-премьером Алмазбеком Атамбаевым (8,05%), партия «Ар-Намыс» во главе с Феликсом Куловым (7,76%), партия «Республика» Омурбека Бабанова (7,25%) и, наконец, старейшая из демократических партий Киргизии «Ата-Мекен» во главе с Омурбеком Текебаевым, с 5,61% едва превысившая 5-процентный проходной барьер. Все остальные 24 партии не преодолели этот барьер, но зато растащили остальной электорат.
В числе проигравших оказались партии, считавшиеся фаворитами, -- «Ак-Шумкар», возглавляемая бывшим вице-премьером и министром финансов временного правительства Темиром Сариевым, а потому считавшаяся одной из партий власти (2,63%), и партия «Бутун (единый) Кыргызстан» во главе с известным политиком акаевской и бакиевской эпох Адаханом Мадумаровым (4,84%).
Успех партии «Ата-Журт» стал главным сюрпризом выборов, который лишь подтвердил, что их результат предугадать было невозможно. Именно это обстоятельство, представляющее, как мы уже отмечали
(см. «Время новостей» от 11 октября), один из главных итогов состоявшегося в Киргизии волеизъявления, было отмечено вчера и миссией наблюдателей Европарламента, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Международные наблюдатели заявили, что результаты выборов в целом «отразили волю киргизского народа». Важно заметить, что западные наблюдатели не ответили утвердительно на вопрос, можно ли считать состоявшиеся выборы «свободными, справедливыми и отвечающими демократическим стандартам ОБСЕ». Этот вопрос задавался вчера на пресс-конференции дважды, и оба раза руководители делегаций ПА ОБСЕ и миссии наблюдателей уходили от ответа. Были отмечены «плюрализм» и «высокая конкурентность избирательной кампании», «независимая работа ЦИК, спокойная, упорядоченная и прозрачная обстановка, в которой проходило голосование», «выполнение государственными СМИ своих обязательств по предоставлению бесплатного эфирного времени и печатной площади для всех конкурентов». В этом смысле у партий власти (СДПК, «Ата-Мекен», «Ак-Шумкар») действительно не было серьезных преимуществ перед оппозиционными партиями.
В любом случае первое место главной оппозиционной партии «Ата-Журт» стало сенсацией. Она выиграла даже несмотря на то, что один из ее лидеров, экс-министр МЧС при Бакиеве Камчыбек Ташиев, стал главным героем одного из двух заметных скандалов накануне выборов. Речь идет о появившейся в Интернете видеозаписи выступления Ташиева перед своими избирателями на юге, в котором он якобы обещает вернуть в страну свергнутого в апреле этого года президента Бакиева
(см. «Время новостей» от 6 октября). Подобный сюрприз был воспринят многими наблюдателями в Бишкеке как опасный и разочаровывающий симптом предстоящего скатывания Киргизии к прошлым бакиевским временам, которые сторонники нынешней власти считали полностью преодоленными.
Но, похоже, эти опасения преувеличены. Возможно, даже наоборот -- то, что «Ата-Журт», воспринимаемая на севере Киргизии как «партия реванша» южан, фрустрированных падением бакиевского режима, стала парламентской партией, может превратить ее в одну из структурных опор новой властной конструкции страны. И в этом смысле успех «Ата-Журт», как бы парадоксально это ни выглядело, в определенной степени стал успехом нынешней власти, которая способствовала проведению таких выборов, где в принципе возможна победа оппозиции. Ведь целью выборов и было приблизить страну к парламентской системе власти, которая отражала бы региональные и клановые особенности нынешней Киргизии.
Но, к сожалению, в полной мере это не удалось. И на это вчера обратил внимание известный в Центральной Азии германский журналист Маркус Бенcман, упрекнувший миссию наблюдателей ОБСЕ и Европарламента в том, что они ничего не говорят о проблемах, которые сопутствовали проведению выборов на юге Киргизии, где проживает узбекское меньшинство. Речь идет о городе Кара-Суу, в котором до июньской трагедии проживало около 50 тыс. человек. Дело в том, что протоколы с избирательного участка по неизвестной причине до сих пор не поступили в ЦИК, следовательно, голоса нескольких десятков тысяч киргизских узбеков могут оказаться по чьей-то воле потерянными. А между тем, как заявил «Времени новостей» лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, по его оценке, там 15 тыс. голосов, отданных за его партию. Известно, что подавляющее число этнических узбеков отдавало свои голоса именно «Ар-Намыс». И при нынешнем итоговом пасьянсе выборов эта цифра может серьезно сказаться на месте куловской партии.
Но дело не только в этом. Речь о том, были ли созданы необходимые условия для участия узбекской общины Киргизии в парламентских выборах. На этот вопрос, заданный германским журналистом, западные наблюдатели ответили дипломатично: поскольку вся предвыборная кампания велась на киргизском и русском языке, для части узбекского населения это могло создать определенные трудности в определении своих позиций по отношению к участвующим в выборах партиям. Однако для участия в самом голосовании никаких проблем для киргизских узбеков не должно было быть.
Состоявшиеся выборы обнаружили еще одну характерную для Киргизии ситуацию: избиратели оказались очень чувствительны к вбросу компромата, которым обильно потчевали страну российские СМИ. Главным их адресатом был лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев. В результате, казалось бы, устойчивый, «ядерный» электорат его партии оказался вовсе не таким устойчивым. Также наблюдатели отметили уже привычную для страны эффективность «покупательной» тактики по отношению к избирателям, которая была характерна для некоторых состоятельных в финансовом отношении партий. Есть свидетельства приобретения голосов за тысячу (чуть более 20 долл.) или даже меньше киргизских сомов.
Свою долю в исход голосования внесло и определенное применение административного ресурса со стороны, как утверждают гражданские активисты, Социал-демократической партии, чьи представители, занимающие властные посты в местных органах власти, оказывали давление на бюджетников -- врачей и учителей, указывая им на желательность «правильного» выбора.
Тем не менее выборы 10 октября показали состояние киргизского общества. Оно в серьезной степени разобщено на кланы, социально дезинтегрировано, идеологически не консолидировано, значительно зависимо от иностранного, в первую очередь российского влияния. В киргизском обществе заметно отсутствие моральных авторитетов, способных его объединить. Кроме того, утрачивают влияние и харизму казавшиеся раньше влиятельными политики. И в этом смысле выборы оказались весьма результативными.
Вчера вечером, по сведениям «Времени новостей», уже начались первые консультации между лидерами прошедших в парламент партий по формированию правительственной коалиции. Предстоит нелегкий торг по кандидатурам на пост спикера парламента, премьер-министра. Но в первую очередь придется определиться, кто из партийной парламентской пятерки окажется во власти, а кто в оппозиции. Уже рисуются самые различные, в том числе казавшиеся раньше немыслимыми с политической точки зрения конфигурации.