|
|
N°186, 12 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что Хейг грядущий нам готовит?
Визит британского министра как признак потепления между странами
В Великобритании с напряженным интересом ожидают сегодняшнего приезда в Москву своего министра иностранных дел 49-летнего Уильяма Хейга (на снимке). Основные переговоры состоятся завтра. От них ждут ответа на главный вопрос: будет ли расколот лед в отношениях между двумя странами? Но уже ясно, что обе стороны хотят потепления и активизируют политические контакты. «Надеемся, что предстоящий визит Уильяма Хейга позволит закрепить эти тенденции. И хотя британская сторона, судя по всему, пока не готова к конкретным шагам по снятию известных ограничителей в сотрудничестве наших стран, тем не менее мы едины в понимании того, что проблемы не должны препятствовать развитию взаимодействия по тем направлениям, где это возможно», -- сказал вчера официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко.
Лед в отношениях образовался еще четыре года назад после скандала, связанного со смертью проживавшего в Лондоне бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко и отказа Москвы выдать Британии подозреваемого в его отравлении россиянина Андрея Лугового. Сегодня наибольшее нетерпение проявляют обитатели лондонского Сити, которым нормализация двусторонних отношений снова широко распахнет двери для расширения торговли с Россией и возобновления инвестиций в российскую экономику. Андрей Нестеренко заявил вчера, что положительную роль в этом может сыграть межправительственный комитет по торговле и инвестициям, очередная сессия которого состоится в ноябре в Москве. «Несмотря на некоторое сокращение накопленных британских инвестиций в Россию, Великобритания остается нашим важным торгово-экономическим партнером и одним из главных инвесторов в российскую экономику», -- добавил он.
Но убрать барьеры, образовавшиеся за последние четыре года между Москвой и Лондоном, усилиями одних только бизнесменов невозможно. Тут нужна сильная политическая воля, а ее пока не демонстрировали ни в Кремле, ни на Даунинг-стрит. За более чем четыре месяца, прошедшие с момента создания в Великобритании коалиционного правительства, Уильям Хейг, занимающий кроме поста министра иностранных дел также кресло первого государственного министра, не раз говорил, что хочет «открыть новую страницу в российско-британских отношениях». Дальше слов дело пока не шло, однако очевидно, что британскую сторону подобная ситуация не устраивает. Аналитики полагают, что визит Хейга станет новой энергичной попыткой сломать существующий статус-кво.
Как недавно рассказал «Времени новостей» Юрий Федотов, занимавший до последнего времени пост посла России в Великобритании, «в российско-британских отношениях есть проблемы, которые, как старые мозоли, вызывают боль, когда на них наступаешь». «Однако при наличии политической воли, а таковая сейчас есть с обеих сторон, эти проблемы могут быть успешно решены», -- уверен он. По его мнению, Москва якобы готова рассмотреть возможность проведения на своей территории суда над Луговым, которого Королевская прокуратура обвиняет в отравлении гражданина Великобритании Литвиненко. Федотов не исключает, что российская сторона допустит на этот процесс британских юристов и даже прокуроров. «Это вопросы для обсуждения, но британская сторона пока не проявляет интереса к дискуссии на эту тему», -- подчеркнул бывший посол, который теперь возглавляет в Вене управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (пост посла в Лондоне пока вакантен).
Не помогла улучшению наших отношений и война на Кавказе в августе 2008 года. «Британия не была согласна с тем, что произошло в Абхазии и Южной Осетии, -- заявил Уильям Хейг на днях журналистам. -- Мы твердо поддерживаем демократию в Грузии и территориальную целостность Грузии». По его словам, нет сомнения, что эта ситуация остается усложняющим фактором в отношениях с Россией, улучшение которых «не должно происходить за счет ее соседей».
Между тем, несмотря на застопорившиеся двусторонние отношения, Соединенное Королевство и Россия активно и успешно сотрудничают в других областях. Об этом говорят и британские, и российские дипломаты. В качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН две страны вместе работают над решением таких вопросов, как нераспространение ядерного оружия, включая иранскую ядерную проблему, предотвращение терроризма, борьба с наркотрафиком.
Накануне отъезда в Москву британский министр пообещал согражданам, что будет добиваться установления между Лондоном и Москвой «насколько это возможно» рабочих отношений: «Это не означает, что все трудности исчезнут сами собой. Я не хочу, чтобы у людей были иллюзии на этот счет. Мы будем улучшать отношения медленно и поступательно, но, я надеюсь, терпеливо».
Столь же медленным и терпеливым был путь к вершинам британской власти и самого Уильяма Хейга. Он родился 26 марта 1961 года в городке Ротерхем в графстве Йоркшир, где его отец имел небольшой завод по производству прохладительных напитков. Еще в школе Хейг-младший увлекся политикой и уже в 16 лет выступал на съезде Консервативной партии, где был замечен будущим премьер-министром Маргарет Тэтчер. Во время учебы в Оксфордском университете он был избран главой студенческой Ассоциации консерваторов, а затем президентом Союза студентов Оксфорда, что считается прямой дорожкой в британскую политику.
В 26 лет он впервые баллотировался в депутаты парламента, но потерпел поражение. Вторая попытка двумя годами позже была удачной. Он был заместителем министра в консервативном правительстве Джона Мейджора, а в 1995 году стал министром по делам Уэльса. В 1997 году, после тяжелого поражения тори на выборах, Хейг был избран главой Консервативной партии. Однако четыре года спустя, не сумев привести партию к победе на очередных выборах, подал в отставку и занялся бизнесом и литературой. Он выпустил две биографии -- премьер-министра Великобритании конца XVIII -- начала XIX века Уильяма Питта-младшего и выдающегося британского парламентария и борца с рабством Уильяма Вильберфорса.
В 2005 году избранный новым лидером консерваторов Дэвид Кэмерон вернул Уильяма Хейга в теневой кабинет, вручив ему портфель оппозиционного министра иностранных дел. В нынешнем коалиционном правительстве он считается вторым по значимости деятелем партии тори после самого премьер-министра.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон