|
|
N°185, 11 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба без победителей
Реформы окончательно рассорили акционеров МВФ
К ежегодной сессии совета управляющих Международного валютного фонда, которая прошла в выходные в Вашингтоне, журнал Institutional Investor вынес на обложку портрет главы МВФ Доминика Стросс-Кана под заголовком «Человек, который сможет стать президентом». Тема сохраняющихся президентских амбиций Стросс-Кана, одного из самых популярных политиков Франции, звучит давно. Сейчас, когда партиям вот-вот предстоит определять своих кандидатов на выборах 2012 года, самое время подтвердить эти амбиции. Главным козырем Стросс-Кана мог бы стать успех в реформировании МВФ, придание новой жизни этой организации. Успех еще возможен: по всей видимости, на ноябрьском саммите «большой двадцатки» реформу все-таки утвердят, а Стросс-Кана объявят триумфатором. Но вот с реальным обновлением МВФ ощущаются серьезные проблемы.
Целью реформирования было сделать МВФ более легитимным в глазах развивающегося мира, избавить фонд от имиджа организации, где всем заправляют США и ведущие экономики Евросоюза. Кипучая энергия и большой политический опыт Стросс-Кана могли бы способствовать перезагрузке МВФ. Но вместо этого вышла малосимпатичная склока вокруг перераспределения акционерных квот в капитале МВФ и резко усилились международные «валютные войны». В обоих случаях роль топ-менеджмента фонда не внесла позитива в дискуссию.
Реформа квот с календарной точки зрения вступила в решающую стадию -- согласно решениям Питсбургского саммита «двадцатки» и решениям самого МВФ она должна быть осуществлена к началу 2011 года. Тогда было решено изменить расстановку сил, передав 5% капитала от развитых экономик развивающимся. В первую очередь «пострадать» должны были европейские страны, выиграть -- Китай, Бразилия и Индия (квота России примерно соответствует ее доле в мировом ВВП, так что Москва поддерживает реформу из соображений общей справедливости). Однако, говорят в российской делегации, европейцы сосредоточились на букве решений Питсбурга и напрочь забыли об их духе. Если же руководствоваться буквой, то, как говорил министр финансов Алексей Кудрин, переговорщики от Европы предлагают развивающимся странам удовлетвориться «сдвигом» не на 5%, а на 2,5--3%.
По словам членов российской делегации в Вашингтоне, Стросс-Кан интенсивно ищет компромисс. За последние недели совет директоров фонда дважды обсуждал различные варианты, разработанные сотрудниками МВФ под его руководством, но ни один из них не получил поддержки. Даже попытки расколоть БРИК и предложить привлекательный сценарий для, например, Бразилии, не встречают энтузиазма у представителей этой страны. Не говоря уже о том, что и Европа не одобряет никаких дополнительных компромиссов.
Участники вашингтонских встреч признают, что спасать ситуацию придется лидерам «двадцатки» на саммите в Сеуле в середине ноября. Причем и ими будет двигать не добрая воля и честные расчеты, а политическая необходимость: отсутствие решения будет означать провал саммита и всей логики совместных действий G20. Впрочем, и БРИК, и недовольные бескомпромиссной политикой европейцев Соединенные Штаты понимают, что торопиться с решением особенно некуда: чем дальше, тем больше будет сокращаться доля ЕС в глобальной экономике и тем сильнее будут экономические трудности в Европе. Выльется ли это понимание в готовность пожертвовать политической целесообразностью и провалить саммит в Корее? Полностью отрицать такую возможность не стоит.
В любом случае ясно: реформа, целью которой было укрепить доверие между акционерами МВФ, уже привела к обратному результату.
Еще меньше способствует укреплению давления тон, который взяли американские власти в отношении валютной политики Китая, и преданная готовность МВФ поддержать давление на Пекин. Алексей Кудрин в Вашингтоне отметил, что согласованной позиции о действиях на валютном рынке у стран БРИК нет. Очевидно, что как опытный участник этих споров (вчера, кстати, журнал Euromoney объявил его лучшим министром финансов года) он не хотел бы излишне политизировать дискуссию. Но подчеркивает: укрепление валют развивающихся стран должно сопровождаться и встречным движением в денежно-кредитной политике развитых стран. Проблема чрезмерных притоков капитала в развивающиеся страны глобальна по своей природе, говорится в распространенном в МВФ заявлении г-на Кудрина, и ее решение должно быть основано на глобальном подходе и на политике координации: «Это означает не только большее желание развивающихся стран согласиться укрепить свои курсы, но и более сбалансированную монетарную политику ведущих экономик».
Но и в этом случае дефицит доверия налицо, уже по другим причинам -- бескомпромиссности Вашингтона. Несправедливо было бы обвинять в этом МВФ, но, возможно, более взвешенная позиция, учитывающая не только интересы США, позволила бы немного разрядить обстановку. Но Доминик Стросс-Кан не пошел таким путем. Ожесточенные распри между акционерами МВФ -- это результат и его трехлетнего руководства фондом.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон