|
|
N°185, 11 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свой человек Обамы
Президент США поменял советника по безопасности
По мере приближения промежуточных выборов в конгресс 2 ноября американский президент Барак Обама пытается усилить свою команду и, соответственно, позиции Демократической партии. Сейчас он произвел новую показательную перестановку в своей администрации, сменив помощника по вопросам национальной безопасности. В отставку на днях подал генерал морской пехоты 67-летний Джеймс Джонс, «самый безуспешный из президентских помощников по нацбезопасности последних десятилетий», как охарактеризовал его американский историк Дэвид Роткопф. Решение об этом генерал принял сразу после возвращения из России, где он принял участие в проходившей в Сочи международной конференции по проблемам безопасности. Кстати, «улучшение отношений с Россией» -- одно из тех направлений, за которые президент похвалил уходящего чиновника. Уже решено, что его сменит его первый заместитель 55-летний Том Донилон.
Джонс не страдал недостатком опыта или знаний. Он просто оказался чужеродным элементом в обамовском Белом Доме. У него не сложились отношения с ближайшим окружением президента как из-за возрастного разрыва (он старше 49-летнего президента и его доверенных лиц на целое поколение), так и из-за разницы в политических подходах ко многим вещам. Бывший генерал рассматривал относящиеся к его компетенции проблемы прежде всего как военный и технократ, в то время как советники Обамы видят и оценивают их сквозь призму поддержания популярности президента и его переизбрания на выборах 2012 года.
На этой почве в Белом Доме порой кипели подспудные страсти, которые выплеснулись на страницы только что изданной книги знаменитого американского журналиста Боба Вудворда «Войны Обамы». Автор отмечает, что Джеймс Джонс испытывал дискомфорт от того, что его вовлеченность в принятие важных решений зачастую оказывалась периферийной. Он называл ту часть помещения, где сидели ближайшие президентские советники, «страной Обамы» или «политбюро». Видимо, вынесение на широкую публику внутренних трений и ускорило уход Джонса, который согласно стойкой столичной молве собирался доработать по крайней мере до конца года.
Донилона в президентскую команду привел вице-президент Джо Байден. Также его еще с тех времен, когда Донилон работал главой аппарата госсекретаря Уоррена Кристофера в первой администрации Билла Клинтона (1992-1996 годы), знал Рам Эммануэл. А он в свою очередь до недавнего времени руководил аппаратом сотрудников нынешнего Белого Дома, хотя сейчас тоже подал в отставку, правда, с надеждой на карьерный рост -- чтобы принять участие в будущих выборах мэра Чикаго.
После победы Барака Обамы в 2008 году Донилона определили замом к Джеймсу Джонсу, при котором он председательствовал на совещаниях так называемых вторых номеров -- замов руководителей важнейших федеральных ведомств страны, относящихся к сфере безопасности. Итоги этих совещаний, которые вроде бы должны намечать лишь контуры будущих политических решений, имели для этих самых решений гораздо большее значение, чем доклады собственно помощника президента по нацбезопасности.
Некоторые вашингтонские инсайдеры не без цинизма заявляли «Времени новостей», что переход Донилона в более просторный кабинет только формализует уже устоявшийся порядок вещей: мол, «в оперативном плане он рулит советом нацбезопасности с самого начала». Долгие годы он, известный вашингтонский юрист и лоббист, предпочитал действовать в тени, за кулисами. Теперь пришла пора выйти на первый план. Его понимание конгресса, партийной политики демократов и расклада сил накануне будущих президентских выборов должно помочь, например, в разрешении такого противоречия, как война в Афганистане. Чтобы сторонники демократов не почувствовали себя обманутыми, президенту следует продемонстрировать реальные шаги к ее прекращению и приступить к обещанному выводу войск в 2011 году. Но при этом ему надо умудриться и не дать чрезмерных поводов для критики тем, кто считает, что вывод войск диктуется исключительно политическими расчетами Барака Обамы, а не интересами США.
Сам президент считает, что новому назначенцу эта задачка по плечу. «Том имеет богатство опыта, которое ему хорошо послужит», -- заявил Барак Обама на церемонии представления своего помощника в его новой ипостаси. И добавил, что неуемная энергия Донилона будет и дальше подпитываться «диетической кока-колой».
Одним из самых главных партнеров совета нацбезопасности является, естественно, Пентагон. И интересно, что, согласно Вудворду, нынешний министр обороны Роберт Гейтс ранее назвал возможное возвышение Донилона до помощника по нацбезопасности «бедствием» для страны. Говорят, что два чиновника крепко бранились друг с другом в период пересмотра военной стратегии в Афганистане. Однако на пресс-конференции в пятницу шеф Пентагона был предельно корректен. «У меня очень продуктивные и очень хорошие рабочие отношения с Томом Донилоном, вопреки тому, что вы могли о них прочесть, -- заявил Гейтс. -- И я рассчитываю продолжить работу с ним».
Не очень высокого мнения о выборе президента и историк Роткопф, автор книги об институте президентских советников по безопасности. По его словам, с назначением Донилона изоляция Белого Дома от реального мира только усиливается. Он поясняет: «С Джеймсом Джонсом на этом посту по крайней мере была иллюзия человека большого калибра на важной работе. А теперь нет даже иллюзии. У нас есть Том Донилон, он теперь заставит ходить поезда по расписанию. Он суперчиновник».
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон