|
|
N°182, 06 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алексей Горшков: Новый шорт-дэнс более зрелищный
В нынешнем сезоне, который открывает новый зимний олимпийский цикл, в фигурном катании, а именно в танцах на льду произошли существенные изменения. Количество программ сократилось до двух -- короткого и произвольного танца, поскольку с этого года решением Международного союза конькобежцев (ИСУ) был отменен первый соревновательный вид -- обязательный танец. Правда, часть предписанных элементов вошла в оригинальную программу, которая отныне именуется «шорт-дэнс». За разъяснениями на эту тему корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА обратилась к тренеру Алексею ГОРШКОВУ, чьи ученики стали бронзовыми призерами турнира в Оберстдорфе, который впервые проводился по новым правилам.
-- Алексей Юрьевич, что представляет собой новый танцевальный шорт-дэнс?
-- По поводу исключения обязательного танца из соревновательной программы разговоры велись давно. Североамериканские тренеры выступали за его отмену, европейцы и представители других стран, в том числе и России, отстаивали противоположную точку зрения. В итоге после Олимпийских игр в Ванкувере на конгрессе Международного союза конькобежцев обязательный танец был отменен. На смену ему пришел некий симбиоз из оригинального танца и элементов обязательного.
По времени так называемый шорт-дэнс увеличился с двух минут 30 секунд до двух минут 50 секунд. Принципиальное отличие от прежней оригинальной программы состоит в том, что в нынешнюю включена серия обязательного танца, поделенная на две половины, которые можно располагать произвольно -- в начале, середине, конце в зависимости от постановки танца. В каждой из этих двух обязательных частей определены четыре ключевых момента или акцента, которые необходимо исполнить. Чтобы было понятнее, эти танцевальные кей-пойнты можно сравнить с прыжками в короткой программе одиночников и спортивных пар.
За обе части обязательной серии выставляются уровни сложности -- от нулевого до самого высокого четвертого, чего не было раньше. Если какая-то из пар не сделала один из обязательных элементов или исполнила не чисто, то уровень снижается до третьего. Если два элемента сорвано, то уровень падает до второго, и так далее. Техническая бригада, оценивающая выступление танцевального дуэта, может и вовсе выставить ноль за сложность, и тогда никакая надбавка за качество (GOE) не сработает. И напротив, если две части серии оценены четвертым уровнем, то танцоры способны набрать только за обязательный танец в шорт-дэнсе до 14 баллов без учета судейских плюсов.
-- До этого сезона на разных этапах Гран-при спортсмены исполняли разные обязательные танцы, которые заранее определялись техкомом ИСУ. Как будет сейчас?
-- Теперь на протяжении всего сезона танцоры будут катать одну и ту же программу. К примеру, на этот год был выбран «Золотой вальс», элементы которого должны быть обязательной частью шорт-дэнса. Но это не означает, что на протяжении всей программы должно использоваться только это музыкальное сопровождение. Ритм вальса можно совмещать с танго, фокстротом, квикстепом и другими ритмами, перечисленными в специальном реестре ИСУ на этот сезон.
-- Не отразится ли подобное совмещение двух программ -- обязательного и оригинального танцев -- на целостности шорт-дэнса?
-- Напротив, мне кажется, что шорт-дэнс стал более зрелищным и интересным, потому что обязательные элементы оказались органично вплетены в канву основной программы.
Перед началом сезона техком ИСУ и тренеры проделали большую работу. Были разные предложения о наполнении новой программы. Помимо дорожки, твиззлов, поддержек и серии обязательного танца планировалось ввести еще три элемента. Но тогда получалось, что на исполнение такого набора уходило более двух минут. И на заходы, выходы, хореографические связки, необходимые остановки времени не оставалось. В жестких рамках создать целостную программу с идеей, настроением было невозможно. Поэтому решили сократить количество элементов короткой программы до пяти, а обязательную серию «Золотого вальса» разбить на две части. Этот вариант оказался самым оптимальным.
Но если говорить о целостности шорт-дэнса, то, безусловно, многое зависит от выбора темы обязательной составляющей. К примеру, юниорам в качестве предписанного танца в этом году предложили «Венский вальс», история которого датируется 1770 годом. В самом этом танце много повторяющихся движений, потому и программы кажутся несколько однообразными. У взрослых танцоров такого нет, потому что «Золотой вальс» более изысканный и интересный.
Но в целом первые этапы юниорской серии и взрослые турниры, а я был в Куршавеле и Оберстдорфе, показали, что соревнования в танцах на льду стали более динамичными и напряженными, с накалом страстей. Если раньше многие специалисты действовали консервативно, по шаблону, то сейчас появились нестандартные программы, с творческим подходом. Это выражается даже в выборе музыки и костюмах. К примеру, немецкие танцоры Нелли Зиганшина -- Александр Гаджи в Оберстдорфе сделали программу под музыку из «Снежного шоу» Славы Полунина. Замечательная находка. Правда, фигуристам сняли балл за костюмы. Но этот факт -- временные трудности переходного периода.
-- Требования к костюмам в этом году также изменились?
-- Проблема в том, что никаких ограничений по костюмам нет, если не считать требования, что они должны соответствовать духу спортивных состязаний. Что это за дух, не совсем понятно. А между тем такие абстрактные формулировки заводят тренеров и постановщиков нередко в тупик.
Подобные нонсенсы связаны и с музыкой. Она не должна быть депрессивной, излишне трагичной. Но можно сделать серьезную программу с оттенком легкой грусти, навеянной каким-то воспоминанием. И где проходит грань между трагизмом и меланхолией? Ведь для кого-то и трагедия со временем превращается в комедию.
Но сейчас какие-либо выводы в отношении подобных неясностей делать преждевременно. Технический комитет ИСУ работает, и, несмотря на критику, позитивных сдвигов больше. В любом новом деле возникает много технических моментов, которые необходимо утрясти. Со временем все придет в норму.
-- Ваше отношение к тому, что ИСУ планировал значительно сократить количество танцевальных дуэтов, которые будут участвовать в финалах чемпионатов мира и Европы.
-- Понятно, что все это связано с финансовыми проблемами ИСУ, нехваткой средств. Но сокращение участников финалов пусть мера и вынужденная, рикошетом ударит по фигурному катанию.
Первоначальные предложения были довольно жесткими -- ограничить количество финалистов в танцах на льду до 12 дуэтов на чемпионате Европы и до 16 -- на первенстве мира. Но в результате остановились на 20 парах. Это, конечно, лучше, чем 12 и 16, но если такая тенденция продолжится, то это негативно скажется на представителях малых стран и обеднит фигурное катание.
Пробиться в финальную часть престижных соревнований дуэтом, не имеющим рейтинговых очков, из таких государств будет весьма проблематично. А у спортивных федераций пропадут стимулы, чтобы поддерживать фигуристов и дальше развивать этот вид. Сами же спортсмены, не вышедшие в финал, вынуждены будут брать все расходы на себя, что далеко не каждому по карману.
Но ведь если вспомнить недавнее прошлое и настоящее танцев на льду, те же финны Сюзанна Рахкамо -- Петри Кокко, литовцы Маргарита Дробязко -- Повилас Ванагас, болгары Албена Денкова -- Максим Ставийский -- явление в фигурном катании. А интернациональные танцевальные пары, как, например, Нора Хоффманн -- Максим Завозин. Партнерша -- венгерка. Партнер -- сын знаменитых советских фигуристов Елены Гараниной и Игоря Завозина. В составе сборной США Завозин-младший был чемпионом мира среди юниоров в паре с американкой, а теперь вместе с Хоффманн наш российский парень представляет Венгрию. За последние годы Хоффманн и Завозин превратились в самобытный тандем с интересной биографией.
-- Несколько слов о паре Екатерина Рязанова -- Илья Ткаченко, которые в Оберстдорфе стали бронзовыми призерами.
-- Дуэт Рязанова -- Ткаченко появился в прошлом сезоне. В разное время Катя и Илья были бронзовыми призерами первенства мира среди юниоров. Илья в паре с моей дочерью, Анастасией Горшковой. Катя -- с другим партнером, Джонатаном Гурейро.
Несмотря на титулы и опыт, поначалу в катании новой пары проглядывались некоторые шероховатости. Причин было несколько. Разные школы. Илья долгое время тренировался у меня. Катя -- ученица Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой.
В этом сезоне мы поставили ребятам очень интересные программы. Шорт-дэнс на музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Метель». С произвольным танцем получилось сложнее. Первоначально мы выбрали менуэт Баха, но после первых летних прокатов консультант российской сборной Татьяна Анатольевна Тарасова сказала, что эта программа адресована исключительно изысканной публике -- «эстетичному слою интеллигенции» и ее следовало бы поменять. Буквально на следующий день мы встретились с Тарасовой, и она предложила очень интересную фонограмму Боливийского симфонического оркестра. Это абсолютно новый коллектив, которому всего полгода, и их музыкальные опусы с включением латинских инструментов, бонгов и других никто не использовал в фигурном катании. Новую программу поставили довольно быстро. Она необычная, но в силу недостатка времени пока смотрится сыровато. Тем не менее огромное спасибо Тарасовой, которая убедила нас пойти на такой рискованный шаг -- в августе поменять программу. Главный аргумент Тарасовой заключался в том, что в подобных обстоятельствах происходит мобилизация всех сил и появляется нацеленность на сверхзадачу, которая как для спортсменов, так и для тренеров шаг вперед.
-- Но в вашей тренерской практике это уже не первый случай, когда в спешном порядке приходится менять программы?
-- Несколько лет назад вместе с хореографом Сергеем Петуховым мы поставили болгарам Денковой и Ставийскому программу на музыку Равеля «Болеро», которую после первого проката поменяли на Генделя. Новая постановка оказалась настолько удачной, что в тот год Албена и Макс стали серебряными призерами чемпионатов Европы и мира. Затем для Оксаны Домниной и Максима Шабалина мы подготовили произвольный танец на саундтрек к фильму «Список Шиндлера», но по настоянию Тарасовой отказались от затеи, согласившись на предложенный ею «Маскарад» Хачатуряна. Эта программа, без преувеличения, стала одной из лучших в репертуаре Оксаны и Максима.
-- Какие задачи на этот год вы ставите перед своими учениками?
-- Главная задача для Кати и Ильи на данный момент -- набираться соревновательного опыта. Потому мы и поехали в Оберстдорф, участвовали в российских соревнованиях.
К слову, на турнире в Германии не только соревнуются спортсмены, но и судьи ИСУ сдают экзамены. Ежегодно здесь собираются практически все ведущие арбитры фигурного катания, поэтому вдвойне было интересно понаблюдать и понять, как они оценивают новый вид в танцах.
В этом сезоне у Кати и Ильи запланированы выступления на двух этапах серии Гран-при -- в Америке и Франции. Будем бороться и за попадание в тройку на чемпионате страны. Но в любом случае начинается новый олимпийский цикл, с новыми правилами, который обещает много сюрпризов. К тому же появилась целая плеяда непохожих пар. Так что конкуренция в нашем виде будет острой.
|