|
|
N°180, 04 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глобальные ответы на мутации терроризма
В сентябре в Нью-Йорке на площадке ООН прошло множество мероприятий на высшем и высоком уровне по самым разным темам глобальной повестки дня. Однако антитеррористическая проблематика не «затерялась» на общем фоне мировой дипломатии. Напротив, подтвердилось, что она является приоритетной.
Состоялось заседание Совета Безопасности ООН, посвященное борьбе с терроризмом. Генеральная ассамблея провела обзор выполнения государствами глобальной контртеррористической стратегии ООН -- первой консенсусной программы действий организации и ее членов по всем ключевым вопросам современного антитеррора.
Эти мероприятия прошли в условиях неослабевающей террористической угрозы, на фоне жестоких терактов во многих странах мира, которые не обошли и Россию. Напомню, что в связи с терактом во Владикавказе Совет Безопасности ООН сделал специальное заявление. На упомянутом заседании Совбеза, а также на Генассамблее в наш адрес вновь прозвучали слова солидарности и поддержки. Это важно.
В ходе сентябрьских заседаний все актуальные аспекты борьбы с терроризмом рассматривались на фоне новых факторов в развитии террористической угрозы. В ответ на энергичные меры противодействия терроризм мутирует, приспосабливается, изыскивает новые пути получения финансовых средств, вербует новых сторонников, в том числе террористов-смертников. Однако, с другой стороны, за последние годы укрепился потенциал государств в пресечении актов терроризма. Работа ООН по содействию странам в этой сфере дает свои результаты. Скромнее успехи на стадии профилактики и предупреждения терроризма. Этому направлению необходимо повышенное внимание мирового сообщества.
На обзоре стратегии Россия представила Генассамблее доклад о ее применении в нашей стране, ведь положения этого документа уже плотно инкорпорированы в соответствующие программы, в практическую работу национального антитеррористического комитета и профильных ведомств.
И нам, безусловно, есть что сказать, основываясь на опыте страны, находящейся в авангарде глобальной борьбы с терроризмом.
Хочу отметить три предельно конкретных аспекта.
Во-первых, усиливается связь международного терроризма с трансграничной организованной преступностью, особенно наркопреступностью, а также с пиратством, торговлей людьми и оружием. Так, обращает на себя внимание информация о том, что пираты, орудующие у берегов Сомали, делят деньги с террористическими группировками, такими, как, например, «Аль-Шабаб». Ярким примером опасной смычки «терроризм-наркопреступность» является и ситуация в Афганистане, где террористическая активность и наркопреступность, что называется, на глазах всего мирового сообщества активно подпитывают друг друга.
Во-вторых, сохраняют актуальность вопросы устранения пробелов международно-правовой базы антитеррора и борьбы с другими связанными с терроризмом новыми вызовами и угрозами.
В этой связи следует обеспечить четкую работу такого правового принципа, как «либо выдай, либо суди», закрыть различные правовые лазейки и «тихие гавани» для террористов, в том числе прикрывающихся статусом беженца, исключить другие возможности уходить от ответственности. Россия предлагает разработать универсальную конвенцию по вопросам выдачи и взаимной правовой помощи, в которой был бы и антитеррористический компонент.
Еще одним элементом совершенствования договорной базы, по нашему мнению, могла бы стать разработка международной конвенции по борьбе с киберпреступностью. В современном мире Интернета важно не допускать его использования в террористических целях. Проблема непростая, решать ее надо при соблюдении принципа верховенства закона, свободы слова, права на частную жизнь.
В-третьих, мы продолжаем вести линию на более широкое подключение к решению задач противодействия терроризму потенциала гражданского общества, СМИ, делового мира. В русле выдвинутой Россией инициативы государственно-частного антитеррористического партнерства реализуются соответствующие практические мероприятия, программы и проекты как в нашей стране, так и во многих других государствах.
Мы активно поддерживаем проекты, нацеленные на противодействие террористической идеологии, «взращивающей» новых террористов, стимулируем межцивилизационный, межкультурный, межрелигиозный диалог. Уникальные преимущества ООН в этом процессе трудно переоценить. Стремимся по максимуму их использовать.
Россия всегда выступала за комплексную работу по противодействию терроризму, продвигала линию на широкий междисциплинарный подход. Мы оказываем содействие целевой группе секретариата ООН по имплементации глобальной контртеррористической стратегии, объединившей более 30 различных структур, фондов, программ и подразделений ООН, а также Интерпол в работе по содействию государствам в их усилиях по борьбе с терроризмом. У каждой из этих структур свой профиль, своя «антитеррористическая компетенция», но каждая привносит «добавленную стоимость» в общий антитеррористический продукт ООН.
Виталий Чуркин, постоянный представитель РФ при ООН