|
|
N°178, 30 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осьминожков немножко
На экраны выходят «Монстры» -- английский фантастический фильм об инопланетянах и любви
Дебютная режиссерская работа молодого, но уже довольно заметного в Англии мастера по спецэффектам Гарета Эдвардса снята за пару недель, за микроскопические деньги, всего с двумя профессиональными актерами и, по словам создателей (которым вполне веришь), почти без сценария. Тем не менее фильм привлек внимание мировых прокатчиков (в России «Монстры» выходят с преамбулой «Тимур Бекмамбетов представляет») -- кажется, в первую очередь своим прямодушием. Тут нет хитроумия «Монстро», нет гуманистических амбиций «Войны миров», тем более нет провокативности «Района №9», лучшего фильма об инопланетянах последних лет, с которым «Монстров» пытаются механически сравнивать. По художественной манере картина Эдвардса скорее странный гость с вечернего эфира канала ТВ-3 из рубрики вроде «Полтора часа с чудовищным».
Шесть лет назад ученые из NASA запустили на какую-то планету зонд с целью выяснить, есть ли там жизнь. Возвращаясь, челнок почему-то рухнул над Центральной Америкой, и вся эта жизнь оттуда, никого не спросясь, выползла. Словно отвечая старинным страхам человечества, инопланетяне оказались похожи на огромных светящихся осьминогов либо кальмаров, обладающих недюжинной силой. В течение нескольких лет они оккупировали северную часть Мексики, превратившуюся в «зараженную зону». Но в пору брачного сезона монстры отправляются бушевать и на соседние территории. Эта информация умещается в пару минут пролога.
Ко времени действия фильма к инопланетянам уже немного привыкли. Некоторые даже делают на них карьеру. Так, фотожурналист Эндрю Колдер (Скут Макнэри, главный герой шедшей у нас симпатичной мелодрамы «В поисках полночного поцелуя») отправляется в Мексику как раз накануне брачного сезона -- попробовать добыть кадры если не самих монстров, то учиненных ими разрушений. Но работа идет насмарку, когда по поручению владельца газеты, где служит Эндрю, ему приходится заняться доставкой обратно к границам США почему-то тоже оказавшейся в Мексике дочери босса Саманты (Уинти Эйбл). Из-за ряда нелепостей герои не попадают на паром, и им приходится идти через зараженную зону, подвергаясь опасностям встреч с монстрами. Объединенные угрозой, беспринципный, но в душе добрый журналист и буржуазная, но опять-таки в душе свободная девушка влюбляются друг в друга.
«Монстры», что странно при основной профессии их режиссера, радикально обманывают ожидания. Зрители, отправляясь на фильм о вторжении инопланетных кальмаров, скорее всего рассчитывают на то, что чудовища порушат в кадре множество зданий и транспортных средств, а основным занятием людей будет задавать риторические вопросы «что это, черт возьми, было?» и «за какие грехи послана нам эта кара?». В «Монстрах» же зловещие инопланетяне появляются два с половиной раза и вызывают скорее не страх, а недоумение. Большую же часть экранного времени занимает второсортная романтика со взглядами и вздохами. Идея тут, в общем, ясна: при гигантских кальмарах люди все равно будут влюбляться, как во время долго идущей войны или при плохом государственном устройстве. Не очень понятно только, почему об этом кому-то интересно слушать.
Игорь ГУЛИН