|
|
N°150, 20 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ложка меда в церковной лавке
На ВВЦ открылась православная ярмарка
Сразу две медовые ярмарки проходят в эти дни в Москве. Наряду со вполне обычной, в Коломенском, открыта еще и специальная православная. Мероприятие с длинным названием «Православная Спасо-Преображенская выставка-ярмарка «Медовый Спас» открыто на ВВЦ.
По пути от главного входа к павильону №5 в пестрой толпе горожан изредка мелькают бабушки в платочках, оживленно обсуждающие, кто как постится. Добравшись до самого павильона, где проходило открытие ярмарки, богомольные старушки начинают перекрикивать друг друга, требуя тишины и заглушая торжественную речь архиепископа Истринского Арсения. Самих старушек удается перекричать только двум звонарям, которые играют что-то минорное на специальном наборе металлических пластин, имитирующих колокола.
Как ни удивительно, меда на самой ярмарке оказалось не так уж и много. В довольно тесном пятом павильоне пустующие стенды соседствуют с лавочками, торгующими бижутерией, одеждой из чистого льна, иконами, свечами, церковными книгами и утварью.
Антураж и дух бойкой ярмарочной торговли больше напоминают церковную лавку, хоть и располагается она в павильоне «Физика», бывшем когда-то павильоном одной из прибалтийских республик. Попадаются и постоянные спутники всего народного и целительного -- мумие и бальзамы для увеличения мужской силы вкупе с настойками из целебных трав. Стенд Жадовской пустыни и вовсе предлагает шерстяные носки и скуфейки.
Мед можно найти на шести стендах по ценам в среднем от 80 до 120 рублей за килограмм. Около одного из стендов оживленно толпятся мужчины -- здесь в разлив продается медовуха. А по соседству продается ладан под броскими рекламными заголовками «Только у нас отечественный ладан» или «Отечественный 100-процентный ладан от производителя». Видимо, рыночные отношения и тут диктуют свои законы.
Довольно неожиданный состав участников ярмарки корреспонденту газеты «Время новостей» прокомментировал Виталий Антонов-Дружинин, председатель благотворительного фонда «Обретение культурных ценностей» и один из организаторов «Медового Спаса»: «Сейчас заканчивается лето, привозят традиционные плоды крестьянского труда -- мед, фрукты, ягоды. Все это сопровождается молебнами, народными гуляньями. Ярмарка -- это такое праздничное состояние русской души». Следующую ярмарку г-н Антонов-Дружинин пообещал приурочить к Рождеству.
В дальнем конце павильона вдруг мелькает надпись «Подводный мир». Посетителям рекомендуют «не въезжать на роликах, не заходить с плохим настроением, не нырять и не чихать». В небольшом помещении стоят три с половиной аквариума, в которых плавают экзотические рыбки. Похоже, что обитатели подводного мира приобщаются к праздничному состоянию русской души.
Чего не скажешь об их суровых соседях со стенда газеты «Русский вестник». Помимо самой газеты здесь предлагаются книги, среди которых бросаются в глаза издания про старца Григория Распутина и «Апология грозного царя». Представительная дама оживленно объясняет покупателям, что из царя Ивана Грозного сделали «терибля», а был он вовсе не такой.
Поскольку среди устроителей ярмарки числятся официальные структуры Московского патриархата Русской православной церкви, которая не признает Распутина и Ивана Грозного святыми, корреспондент газеты «Время новостей» попросил архиепископа Истринского Арсения ответить на вопрос, чем вызвано такое соседство. Владыка посоветовал обратиться к устроителям, подчеркнув, что церковь не приветствует самочинное прославление святых. «Как можно убийцу, допустим, считать святым? Возьмите Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Иван Грозный первосвятителя земли русской замучил и уничтожил. А теперь его считать святым? Похоронили его в Архангельском соборе, и пускай себе спокойно лежит. Поминаем ведь его, и достаточно».
Что же касается Григория Распутина, то тут архиепископ Арсений отметил: «Мы не должны считать святым каждого человека, которого любим. Каждый человек имеет образ и подобие Божие и должен всегда стремиться к первообразу, но жизнь человека складывается по-разному. Поэтому на данном этапе несвоевременно поднимать вопрос о святости того или иного человека. Чтобы разобраться, необходимо детальное изучение всего, что связано с этой личностью. Придет время -- разберемся».
Ну а пока не пришло время разобраться с новыми кандидатами в святые, по тесным проходам павильона «Физика» снуют любители меда и народных промыслов, прицениваясь к ярмарочному изобилию и миролюбиво переругиваясь друг с другом.
Кирилл МИХАЙЛОВ