|
|
N°178, 30 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прилавков.net
Прогнозы развития виртуальной торговли ставят под сомнения планы российского правительства
Социальные сети в не столь отдаленном будущем вытеснят на обочину экономической жизни даже самые передовые технологии традиционной торговли, к каковым сейчас себя относят сетевые ритейлеры. Это ставит под сомнение рациональность всей государственной политики в торговой сфере, формированием которой занимается Министерство промышленности и торговли. Даже с поправкой на технологическую отсталость России.
В представленном Минпромторгом в июне текущего года проекте Стратегии развития торговли в России на период до 2020 года, ожидающей утверждения правительством, ключевой целью является масштабное наращивание торговых площадей -- с 73 кв.м на 1000 человек в 2008 году до 300 кв.м в 2020 году. То есть площади магазинов должны увеличиться в четыре раза. Даже исходя из нынешней динамики развития интернет-торговли можно предположить, что значительная часть вновь построенных магазинов потребует радикального переустройства под другие цели, а что-то так и не найдет своего места в новой конфигурации торговли будущего. Такие выводы можно сделать по итогам устроенного в понедельник РИА Новости «круглого стола» «Долгосрочные перспективы и роль ритейла в будущей инфраструктуре и социальной среде городов».
Перетекание торговли из реального сектора в Интернет происходит на наших глазах. При этом сам Интернет все больше превращается в глобальную социальную сеть, одной из главных функций которой становится продвижение конкретных товаров и услуг. Это многократно повышает прозрачность всего процесса не только реализации, но и производства товаров, убежден сторонник концепции демократического консюмеризма директор по стратегическому планированию маркетинговой компании Ark Scholz & Friends Драгорад Кнези. Он считает, что в обозримом будущем, лет через 20, до 90% товаров будет реализовываться через Интернет.
При этом интернет-сообщество станет не только своеобразной фокус-группой для производителей и продавцов, продвигающих на рынок новую продукцию, но и ее заказчиком, а в перспективе не исключено, что и владельцем будущего товара. Профессиональный маркетолог пояснил эту мысль на примере кинофильма: потребитель еще на стадии формирования проекта будущей картины сможет приобрести долю в ее бюджете (может быть, за те же 300 руб. средней цены на билет в кино), чтобы потом иметь процент от продаж фильма. То же самое может относиться и к чипсам.
Естественно, такие потребители будут материально заинтересованы в продвижении среди других пользователей социальных сетей товара, совладельцами которого они являются. «В социальных сетях активный пользователь автоматически становится ритейлером, занимается продвижением товаров и услуг. Вопрос только в том, когда за человеком в сети будет закреплен электронный кошелек, который сделает его сетевым торговцем», -- поясняет г-н Кнези. Данная система является своеобразным аналогом сетевого маркетинга 90-х годов, но «более коммуникативным, более окультуренным и морально приемлемым для общества». «Скоро блогеры, а не торговые империи станут главными концентраторами прибыли», -- предрекает Драгорад Кнези.
Может случиться так, что масштабное строительство магазинов, на поддержку которого нацелено сейчас государство, окажется бесполезной тратой средств. «Площадей для розничной торговли будет нужно все меньше. Они будут трансформироваться в формат тест-румов, кафе, где товары будут презентоваться, а потенциальные покупатели смогут их попробовать. Возможно превращение ритейловских площадок в места физического общения между производителями, логистиками, технологами, дизайнерами упаковки и другими участниками процесса движения товара к потребителю», -- предполагает г-н Кнези.
Такой подход немного ошарашил других участников «круглого стола». Россия отстает от стран Восточной Европы по обеспеченности торговыми площадями в два-три раза, убежден управляющий партнер консалтинговой компании Strategy Partners Александр Идрисов. И наращиваться эти площади, по его мнению, должны прежде всего в секторе сетевой торговли. Это выгодно не только для ритейлеров, потребителей, но и для производителей продукции. Предприятия -- поставщики и переработчики, работающие с крупными сетями, имеют многократно большую производительность труда, чем в среднем по отрасли. «Войдя в сеть, находясь под постоянным давлением необходимости снижения издержек, компания укрепляет свою конкурентоспособность на рынке», -- убежден г-н Идрисов.
«Ритейл является драйвером роста производительности труда», -- поддержал консультанта старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. По его мнению, продвижению крупных сетей препятствуют неэффективные местные производители, которые не заинтересованы в приходе в их регионы вместе с общенациональными ритейлерами федеральных же поставщиков.
Заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев рассказал об усилиях, предпринимаемых городскими властями для развития рынка дистрибуции товаров, в первую очередь для облегчения процесса вхождения на прилавки магазинов продукции местного производства. Вадим Новиков в свою очередь сопоставил результаты социологических опросов Фонда общественного мнения о желании населения российских регионов сменить место жительства и данные о доле сетевой торговли в этих же регионах и сделал вывод, что «присутствие хорошего ритейла является свидетельством качества жизни»: чем выше доля сетевой торговли, тем меньше людей, желающих сменить место жительства.
С этой точки зрения и закон "О торговле", и стратегия Минпромторга по развитию торговли, препятствующие развитию современных форматов торговли, не отвечают интересам большинства граждан. «Потребитель заинтересован не в том, чтобы рядом с крупным сетевым магазином появилось множество мелких, а в том, чтобы рядом открылся большой торговый центр другой сети», -- полагает Александр Идрисов.
Вера в светлое будущее традиционных форм торговли базируется на обширности российских территорий, неразвитости транспортной инфраструктуры, и неготовности массового отечественного потребителя к уходу в Интернет. «Потребитель зачастую не знает, чего он хочет. И это затруднит его управление производством и торговлей», -- убежден Виктор Контеев.
Однако его же коллеги опровергли представление о непродвинутости провинциальных потребителей. Уже сейчас в столице Урала до 70% покупок кухонной мебели осуществляется на основе информации, предварительно почерпнутой из Интернета. А через два-три года интернет-продажи составят 25--30% всего розничного товарооборота.
Даже интернет-скептики не смогли скрыть победной поступи виртуальной торговли и постепенного вытеснения ею традиционных прилавков. Правда, пока они думают, что победа электронных прилавков если и случится в России, то очень не скоро. «Жаль только жить в эту пору чудесную уж не придется ни мне, ни тебе», -- поэтически сформулировал свой подход руководитель департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов. К тому же чиновник убежден, что социальными сетями тоже можно манипулировать, создавая искаженное представление о продукте.
«Попытки манипулировать общественным мнением в современном комьюнити способны обрушить целые компании», -- возразил представителю Минпромторга заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев и привел в пример всемирно известную косметическую компанию, правда о продукции которой, ставшая известной благодаря блогерам, едва не обрушила этим летом весь бизнес премиум-косметики в Европе.
«Умная среда делает даже обычные бытовые приборы частью мировой информационной системы, -- признал статс-секретарь, заместитель главы Минпромторга Станислав Наумов. -- Развитие торговли должно идти на шаг впереди, повышая качество нашей жизни».
«Будущее, которое нарисовал г-н Кнези, может наступить гораздо раньше, чем мы думаем. И его выкладки могут оказаться консервативными», -- был вынужден согласиться с торговым футурологом, как показалось, с грустью, главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис.
Андрей СУСАРОВ