Предварительные результаты выборов в парламент Венесуэлы, о которых стало известно вчера, зафиксировали ослабление позиций правящей Социалистической партии президента Уго Чавеса. О полномасштабном поражении речи пока не идет, ведь партия сохранила большинство в Национальной ассамблее, получив 94 места из 165. Однако оппозиции досталось 62 места, и партия власти утратила квалифицированное большинство в две трети. Теперь эксперты гадают, является ли это отступление под натиском оппозиции правящих в Венесуэле социалистов частным случаем или предвестником всеобщего сдвига вправо политической жизни в Латинской Америке.
Пришедший к власти в Венесуэле в 1998 году Уго Чавес -- один из самых харизматичных лидеров Латинской Америки. Он сумел занять в сознании многих латиноамериканцев место стареющего Фиделя Кастро в качестве главного глашатая антиамериканских и антиимпериалистических настроений на континенте. После избрания Чавеса президентом региональная политика начала крениться влево. Левые силы, пусть не везде столь радикальные, пришли к власти в Бразилии, Боливии, Никарагуа, Эквадоре и ряде других стран.
Внутри страны Уго Чавес опирался если не на безоговорочную поддержку всего населения, то по крайней мере на солидную базу в лице «молчаливого большинства». В 2005 году венесуэльская оппозиция бойкотировала парламентские выборы, что позволило сторонникам Чавеса получить квалифицированное большинство. Перед нынешними выборами оппозиция, объединившаяся в «Круглый стол демократического единства», признала, что бойкот выборов в 2005 году был ошибкой. Оппозиция вдохновлялась и относительным успехом на губернаторских выборах 2008 года, когда ей удалось одержать победу в четырех наиболее населенных и промышленно развитых штатах.
Свои силы 56-летний Уго Чавес черпает не только в популизме, но и во вполне материальных ресурсах. Венесуэла была и остается одним из главных поставщиков нефти в США, поэтому мировые рынки чутко реагируют на слова и действия венесуэльского президента. Стоило Чавесу в начале 2008 года заикнуться о том, что цена на нефть установилась на уровне, несправедливом по отношению к странам -- производителям и экспортерам нефти, как уже к лету того же года цена подскочила до заоблачной цифры 140 долл. за баррель.
Экономический кризис 2008--2009 годов самым негативным для Венесуэлы образом сказался на мировых ценах на нефть. Уго Чавес более не может столь же активно использовать нефтяной козырь во взаимоотношениях с США. Неизбежное свертывание социальных программ привело к снижению уровня поддержки власти населением, что стало источником воодушевления для оппозиции.
В беседе с «Временем новостей» заместитель директора Института Латинской Америки РАН, руководитель Центра экономических исследований Вадим Теперман заметил, что причины относительной неудачи сторонников Чавеса на парламентских выборах лежат в сфере экономки. И дело тут не только в падении мировых цен на нефть. Многие меры, принимавшиеся Уго Чавесом в период относительного благополучия, дали обратный эффект. Например, он ввел фиксированные цены на продукты питания. Это понравилось определенной части населения, но при этом вызвало дефицит -- в прошлом году в стране были перебои с кофе, нечто подобное произошло и с рисом. Падение цен на нефть лишь усугубило ситуацию -- если раньше продукты питания можно было закупать в неограниченном количестве за рубежом, то теперь таких возможностей не осталось. Эксперт «ВН» заметил, что Чавес обещал «социализм XXI века», но «фактически построил тот социализм, который существовал в социалистических странах во второй половине XX века, да и то не во всех».
Вместе с тем, несмотря на все трудности, венесуэльские социалисты сохранили за собой парламентское большинство. Так что же означают результаты выборов в Венесуэле -- победу или поражение Уго Чавеса и его сторонников? Точный ответ невозможен, поскольку результаты не с чем сравнивать, ведь предыдущие выборы оппозиция бойкотировала. Сейчас, правда, оппозиция заявляет, что ее 62 места в парламенте не отражают действительного положения вещей -- по их подсчетам, за оппозицию проголосовало 52% венесуэльцев. Однако пока неясно, попытаются ли противники власти Чавеса организовать массовые акции протеста или предпочтут отложить «уличную демократию» до президентских выборов 2012 года.