«Любимый руководитель» северных корейцев Ким Чен Ир начинает сегодня свой третий по счету визит в Россию. Поначалу компанию ему в поездке по региону составит дальневосточный полпред Константин Пуликовский. По плану поезд товарища Кима, который, как известно, предпочитает железнодорожный транспорт, после короткой остановки в Хасане должен был отправиться в Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край). Там гость захотел посетить Авиационное производственное объединение им. Гагарина -- КнААПО (серийный производитель самолетов Су-27 и Су-30МКК) и Амурский судостроительный завод (производство атомных подводных лодок). После этого по программе он прибудет в Хабаровск, где прогостит около десяти часов, а затем отправится во Владивосток. Здесь 23 августа должна состояться его встреча с президентом Путиным.
Северные корейцы не скрывают, что их прежде всего интересует экономическая сторона визита. Ким Чен Ир намерен добиться реализации конкретных проектов, причем на этот раз в военной области. На поставках военного характера Пхеньян настаивает уже давно.
И вот несколько дней назад предприятия Хабаровского края отгрузили в КНДР линию по производству патронов к автоматическому стрелковому оружию. «На последней встрече в Хабаровске северокорейцы заявили, что у них военно-ориентированная экономика и они сидят постоянно в окопах и ждут войны с США, а потому и военные поставки выходят на первый план», -- сказал директор департамента внешнеэкономических связей правительства Хабаровского края Алексей Новиков.
Однако пока открыто обсуждаются только экономические проекты, никак не связанные с военно-промышленным комплексом. «Не сотрудничать с КНДР нельзя, у нас много общих интересов, прежде всего это энергетика. Мы способны производить лишнюю электроэнергию и экспортировать ее, а в Северной Корее практически исчерпаны возможности производства электроэнергии. Определенный интерес представляют проекты по созданию совместного лечебного центра, реконструкции рудников в КНДР, соединение оптико-волоконной связи Владивосток--Хасан, определение суммы инвестиций для модернизации аккумуляторного завода «Тэдонган», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» дальневосточный полпред Константин Пуликовский.
Правда, ряд экспертов довольно скептически относятся к перспективе сотрудничества с Пхеньяном в гражданской сфере. Дело в том, что Дальний Восток при торговле со странами АТР, такими как Япония, Китай, ориентируется на существующую и заранее оговоренную номенклатуру товаров. Такой номенклатуры экспорта-импорта во взаимоотношениях с КНДР нет. «Корейская сторона предлагает нам список своей продукции, который мы довели до наших предприятий, -- говорит Алексей Новиков. -- Особого интереса их товары для нас не представляют, так как у них крайне устаревшее производство». Кроме того, в списке предлагаемых товаров не указывается цена, сроки поставки продукции и прочее. Торговые отношения Пхеньян пытается выстроить таким образом, чтобы продукцию предприятий КНДР закупали российские предприятия, а необходимое перевооружение собственных заводов производилось российской стороной в долг.
Под угрозой оказался и проект по развитию порта Раджин -- второй по значимости для Пхеньяна после соединения Транскорейской магистрали с Транссибом. Корейский вариант проекта Россию не устраивает, потому что, с одной стороны, он нерентабельный, а с другой -- может составить серьезную конкуренцию российским портам на Дальнем Востоке.
Впрочем, пока дальневосточные чиновники больше всего обеспокоены тем, как бы проход бронепоезда не обернулся новыми исками от дачников и отпускников. Ведь во время предыдущего приезда к нам лидера КНДР в августе 2001 года ради литерного поезда Ким Чен Ира была устроена
невероятная даже для России показуха. Поезда опаздывали на много часов, отменялись пригородные электрички, перекрывались вокзалы и станции. Некоторые пострадавшие пассажиры решили не ограничиваться жалобами. Так, семья Назаровых, подала в Пермский суд на МПС и без труда выиграла дело. Железнодорожников приговорили к выплате истцам 13 тысяч рублей. Северокорейский прецедент безусловно взволновал МПС.
По словам начальника ДВЖД Виктора Попова, все пассажирские поезда по ДВЖД пойдут по обычным графикам, движение 16-вагонного литерного поезда главы КНДР не потребует внесения каких-либо корректив. В противном случае новых исков, видимо, не избежать.