|
|
N°171, 21 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Засада для Рахмона
Нестабильность в Таджикистане может заставить Россию вмешаться
В Центральной Азии появился еще один очаг нестабильности -- Таджикистан. Соседняя с ним Киргизия, где еще недавно были свои кровопролитные столкновения, объявила о том, что берет границу с Таджикистаном под усиленную охрану. Поводом для напряженности стало нападение неизвестных пока боевиков на колонну правительственных войск на востоке Таджикистана. В результате погибло, по официальным данным, 23 военнослужащих. Неофициальные данные говорят о больших жертвах -- не менее 40 человек, в том числе пять офицеров. Этот инцидент, не первый за последние недели, продемонстрировал, что действующая власть во главе с президентом Эмомали Рахмоном не контролирует в полной мере ситуацию в стране. Но есть ли альтернатива слабому и вечно мечущемуся между Россией и Западом президенту? На этот вопрос у экспертов нет однозначного ответа.
Напомним, что поздно вечером в воскресенье, 19 сентября, колонна войск министерства обороны Таджикистана попала в засаду. Она была обстреляна из гранатометов и крупнокалиберных пулеметов в ущелье Камароб в Раштском районе на востоке Таджикистана недалеко от границы с Афганистаном. Целью продвижения колонны в Раштский район была поимка преступников, бежавших из тюрьмы в Душанбе 23 августа. Официальные власти сразу после инцидента возложили всю ответственность на сторонников полевых командиров непримиримой таджикской оппозиции Абдулло Рахимова (более известного как мулла Абдулло) и Аловудина Давлатова. В официальном заявлении минобороны Таджикистана подчеркивается, что в нападении участвовали боевики разных национальностей, в том числе из Афганистана, Пакистана и России.
Недостатка в неофициальных оценках происшедшего нет. Но все они сводятся к одному: нападение на военную колонну, равно как и побег заключенных, нападение на здание одного из подразделений министерства внутренних дел Таджикистана в Худжанде 3 сентября -- звенья одной цепи и демонстрируют неспособность контролировать ситуацию в стране. «Все эти события выстраиваются в одну цепочку. Корни проблемы лежат в повсеместной коррупции, из которой вытекают другие язвы общества -- бедность, отсутствие прогресса, местничество», -- считает таджикский политолог Абдугани Мамадазимов.
Один из видных функционеров таджикской оппозиции -- председатель общественно-политического движения «Ватандор» («Патриот») Дододжон Атовулло сказал «Времени новостей», что действующая власть находится в состоянии паники и уже не знает, где искать врагов. «Корень проблемы в том, что сегодня каждая улица, каждый дом превратились в оплот оппозиции Рахмону, и в этом виноват он сам», -- полагает он. Политик предположил, что нынешними событиями дело не ограничится. Он также напомнил о некоторых последних инцидентах, практически не замеченных российской прессой, в частности о нападении на войсковую часть в пригороде Душанбе четыре дня назад и о субботних столкновениях в Фаизабадском районе.
«Система достигла предела своей эффективности и начинает деградировать», -- заявил «Времени новостей» другой эксперт, руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. По его мнению, «власть неспособна совладать с ситуацией в стране». Он посоветовал не искать в происшедшем внешнее вмешательство и обратил внимание на то, как поспешно власть возложила ответственность за нападение на одного из своих самых непримиримых противников -- 61-летнего Абдулло Рахимова. «Точно так же и после взрывов в Худжанде власти сразу же заявили, что это дело рук Исламского движения Узбекистана». Такие поспешные выводы, без проведения тщательного расследования всех обстоятельств, по мнению эксперта, «говорят только о слабости действующей власти».
Собеседник газеты высказал сомнения в том, что к нападению на военную колонну могли быть причастны заключенные, бежавшие из СИЗО 23 августа: «Нападение было спланировано очень профессионально, а среди тех 19 заключенных, которые пока остаются на воле, профессионалов нет». Он согласился с точкой зрения Дододжона Атовулло о том, что «власть сама плодит оппозицию». «Число людей, чувствующих себя обманутыми, увеличивается. Еще года два-три тому назад это неодобрение не выливалось в открытое военное противостояние. Но начались злоупотребления, власть стала без разбору сажать людей, у которых на свободе осталось множество родственников. Таким образом, власть сама увеличивает число людей, которые не просто высказываются против нее, а готовы взять в руки пулемет», -- говорит эксперт.
Собеседники "Времени новостей" разошлись в оценке личности Абдулло Рахимова и его роли в случившемся. По мнению Дододжона Атовулло, «все обвинения против него надуманные и говорят только о том, что власть всеми силами стремится очернить человека, который мог бы стать знаменем оппозиции». Он также решительно отверг все обвинения, касающиеся того, что Рахимов якобы сражался в Афганистане на стороне талибов. «Да, он был в Афганистане, но он был в лагере Ахмад Шаха Масуда», -- сказал политолог. Андрей Грозин же отметил, что Абдулло Рахимов во многом искусственно раздутая фигура: «У него нет серьезного политического проекта, хотя его могут использовать и он может пойти на сотрудничество с определенными силами. Но эти силы внутритаджикские».
Г-н Грозин также заметил, что сегодня и Западу, и России приходится мириться с тем, как ведет себя президент Эмомали Рахмон, поскольку «альтернативных фигур пока не просматривается». Однако если в ближайшее время произойдет еще пара эпизодов, подобных этому, России придется ускорить процесс создания сил быстрого реагирования в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Ведь даже если Москва не пожелает втягиваться во внутритаджикское противостояние, остаться в стороне у нее не получится.
Борис ВОЛХОНСКИЙ