|
|
N°170, 20 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Испытание Закаевым
Поляки беспокоятся насчет сроков приезда Дмитрия Медведева
Постепенно налаживающиеся российско-польские отношения столкнулись с новым испытанием. Вопрос о выдаче лидера чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева может испортить взаимоотношения двух стран. Ахмед Закаев объявлен Россией в международный розыск за причастность к террористической деятельности, но, несмотря на это, принял на днях участие в прошедшем в Польше Всемирном конгрессе чеченского народа. Польская прокуратура потребовала арестовать 51-летнего Закаева на 40 суток, но варшавский окружной суд отклонил это требование, разрешив одному из лидеров чеченских сепаратистов находиться на свободе и даже покинуть территорию страны. Впрочем, по словам пресс-секретаря окружного суда Войчеха Малека, «решение суда не является окончательным, прокуратура может оспорить его в апелляционной инстанции».
Некоторые эксперты в Польше опасаются, что сложившаяся ситуация повлияет на сроки визита в Варшаву президента России Дмитрия Медведева. В субботу информированная и влиятельная «Газета выборча», ссылаясь на источники в польском МИДе, подтвердила, что президент Медведев нанесет визит в Польшу в начале декабря. Уже известна и дата визита, но сообщит о ней российская сторона. При этом, пишет газета, ее собеседник выразил надежду, что связанное с пребыванием в Польше Ахмеда Закаева замешательство «не повлияет на польско-российские отношения на высшем уровне». Посол России в Польше Александр Алексеев подтвердил «Времени новостей», что «посольство работает над подготовкой визита главы государства, но решение о его сроках будет принято самим президентом».
С самого начала было ясно, что участие Ахмеда Закаева во Всемирном конгрессе чеченского народа принесет польским властям немало хлопот.
Представители правоохранительных органов Польши заранее дали понять, что поскольку он находится в международном розыске, то будет арестован при попытке въехать на территорию страны. Это, по мнению России, стало бы первым шагом для его экстрадиции. «Мы привлекли внимание наших польских партнеров к этой проблеме. Они наше обращение восприняли всерьез. Будем исходить из того, что так оно и будет», -- заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Однако премьер-министр Польши Дональд Туск сразу же заметил, что «российская сторона не может рассчитывать на решение, которое ее удовлетворит». При этом глава польского правительства оговорился, что «проблема Закаева состоит в том, что он объявлен в международный розыск, и у прокуратуры нет другого выхода, кроме как после задержания начать процесс экстрадиции».
У нынешних польских властей, которые при каждом удобном случае подчеркивают свое решительное намерение развивать отношения с Россией, и сам конгресс, и его нежданный гость вызвали сильную головную боль. Пресс-секретарь польского МИДа Марчин Босацкий заверил газету «Время новостей», что «ни министерство иностранных дел, ни правительство Польши не имеют к организации этого конгресса никакого отношения». Более того, официальный представитель внешнеполитического ведомства заметил, что некоторые польские парламентарии обращались к дипломатам с просьбой выразить мнение об их участии в организации конгресса, на что «МИД им возражал, так как конгресс организован правительством, которое мы не признаем и не признаем никогда».
Тем не менее уже стало известно, что организации конгресса способствовали некоторые польские депутаты Европейского парламента. Более того, польские парламентарии от оппозиционной партии «Право и справедливость» поддержали мероприятие и даже приняли участие в его работе. Активным организатором конгресса и главным его ньюсмейкером для польских СМИ стал 55-летний польский диссидент и оппозиционер Адам Боровский. Этот основатель и председатель так называемого комитета «Польша--Чечения» именует себя «почетным консулом Чеченской республики Ичкерия в Польше». В польском МИДе «Времени новостей» пояснили, что «данный пан так называет себя самозванно, поскольку в списках консулов не числится и никогда не получал аккредитацию МИДа».
Сам конгресс прошел, как и предполагала наша газета, в 60 километрах к северу от Варшавы -- в строго охраняемом Доме Полонии 20-тысячного городка Пултуск. На него съехалось около ста делегатов из чеченских диаспор, желающих хоть как-то нивелировать свои разногласия. Но всю деятельность конгресса затмил «случай с Закаевым».
Сообщается, что он еще в четверг, 16 сентября, пересек границу Польши в автомобиле вместе с группой чеченцев из Норвегии. Полиция проверила пассажиров, но никого не задержала. По приезде в Варшаву было оглашено намерение гостя на следующий день самостоятельно явиться в прокуратуру и ответить на обвинения со стороны России. Однако в пятницу в восемь утра он был задержан сотрудниками полиции недалеко от памятника Копернику. После проверки документов его доставили в окружную прокуратуру Варшавы. Очевидно, что польские органы правопорядка вынуждены были продемонстрировать свою деятельность. Ведь если бы разыскиваемое Интерполом лицо само пришло в прокуратуру, то какой же это международный розыск?
Дальше все пошло как по написанному сценарию. После нескольких часов предварительного слушания адвокат Закаева сообщил, что «нет ничего нового в обвинениях, предъявленных российской стороной, по сравнению с ситуацией в Дании и Великобритании». (Россия ранее тоже требовала от них его выдачи.) Помимо российского запроса о задержании и аресте Закаева, а также копии постановления об аресте от 2001 года, пока ничего другого, по словам адвоката, не поступало. В это время генпрокурор России Юрий Чайка звонил своему польскому коллеге Анджею Серемету, получив от него заверения, что польская прокуратура будет действовать согласно международному и польскому праву.
Закаев регулярно с 1994 года дает показания о своей политической и общественной деятельности. За это время он не раз рассказывал о своем видении причин, по которым преследуется Россией. Более чем после часового совещания прокуратура внесла запрос в суд на его арест. Поздним вечером в пятницу суд, приняв во внимание прежние отказы судов в Копенгагене и Лондоне в экстрадиции, а также тот факт, что в Великобритании этот человек получил статус политического беженца, освободил Закаева без всякого залога и поручительства, а также запрета на выезд из Польши. «Не вызывает сомнения, что решение властей одного из государств -- членов ЕС действует на территории всего Евросоюза», -- подчеркнул суд. У российской стороны есть еще 40 дней, чтобы доставить дополнительные материалы, в которых должны быть тщательно прописаны обстоятельства инкриминируемых Закаеву преступлений и их доказательства. Суд оценит документы и решит, есть ли основания для экстрадиции.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава