|
|
N°168, 16 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто такой стратегический партнер
Евросоюз определяет свои интересы в отношениях с Россией
Руководители всех 27 стран -- членов Евросоюза решили наконец определить, что они понимают под стратегическим партнерством, кого и по каким признакам считать в усложнившемся мире стратегическими партнерами. Эту тему председатель Европейского совета («президент ЕС») Херман ван Ромпей вынес во главу повестки дня неформального саммита ЕС с участием глав МИДов стран -- членов сообщества, который пройдет сегодня в Брюсселе. Зайдет там речь и о формировании единой внешнеполитической службы ЕС, своего рода «европейского МИДа». Ведомство британской баронессы Кэтрин Эштон заметно наполнилось людьми, определяется с кабинетами и телефонами, перед саммитом состоялись назначения первых послов ЕС вместо нынешних глав представительств Еврокомиссии за рубежом.
«Европейский совет должен определить стратегические цели и интересы организации, и новая внешнеполитическая служба очень нам в этом поможет. У Европейского союза будут собственные посольства по всему миру», -- предрек ван Ромпей. По его словам, он созвал саммит, чтобы обсудить «внешние связи и основанные на взаимности отношения стратегического партнерства ЕС с США, Россией, нашими азиатскими и другими партнерами». «До сих пор у нас были стратегические партнеры, теперь нам нужна еще и стратегия», -- объяснил он.
Заметим, что до сих пор, и в этом сходится большинство экспертов в Брюсселе, слова «стратегическое партнерство» остаются пафосным политическим лозунгом без смыслового наполнения. Это фактически признал и ван Ромпей, заметив, что «наше международное влияние слабее, чем позволяет вес Евросоюза в 500 млн населения и в 22% мирового валового продукта».
Хотя у ЕС и США нет соглашения о партнерстве, они непримиримые торговые конкуренты, могут различаться их внешнеполитические цели, но кто может сомневаться в том, что Америка -- главный стратегический партнер ЕС? У них общая история, ценности либеральной демократии и рыночной экономики. Саммит ЕС--США состоится 20 ноября в Лиссабоне.
В представительстве России при ЕС «Времени новостей» сообщили, что саммит ЕС--Россия намечен на «начало декабря». Организация ведет с Россией переговоры о новом соглашении как раз «стратегического партнерства». Текут переговоры медленно, постоянно натыкаясь на препятствия: это, как поясняют в Брюсселе, -- разное понимание демократических ценностей и прав человека, власти закона, несоответствие экономических систем, разное видение интересов в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. Россия до сих пор не член Всемирной торговой организации, что тоже осложняет задачу. Тем не менее говорится именно о «стратегическом партнерстве», за этими словами -- газ и нефть.
Упомянув США и Россию, г-н ван Ромпей отдельно упомянул и азиатских партнеров организации, учитывая надвигающуюся серию саммитов с ними -- ЕС--Китай, ЕС--Южная Корея и ЕС--Индия. Ряд наблюдателей в Брюсселе отмечают, что «азиатский уклон» во внешней политике ЕС усилился из-за того, что Китай и другие растущие экономические державы этой части света «не занимали в ней должного места». Напомним, что необходимость в новой внешнеполитической стратегии ЕС стала очевидной на Копенгагенской конференции ООН по климату в декабре 2009 года. Ее итог, правда, не слишком успешный, был определен в основном на встречах лидеров США, Китая и Индии, а ЕС, считавшийся до этого вожаком в этой тематике, был оттеснен в сторону.
С Китаем ЕС тоже готовит соглашение о стратегическом партнерстве. Мощная и динамичная экономическая держава, один из крупнейших торговых партнеров Европы, центр притяжения европейских инвестиций, член ВТО. Но трудно представить, чтобы в обозримом будущем она приняла европейские стандарты демократии и прав человека. Близкий к переговорам с ней европейский дипломат сказал «ВН» на условиях анонимности, что «настаивать на многопартийных выборах и свободе прессы в Китае бесполезно». Но «можно договариваться о верховенстве закона, чтобы выигранный тендер был выигранным, а собственность не отобрали на основе партийной директивы, чтобы действовали правила ВТО». То есть надо просто зафиксировать общий интерес, ради которого стороны готовы поступиться некоторыми принципами.
Еще Евросоюз ведет переговоры о стратегическом партнерстве с Бразилией, Индией, Японией, Мексикой и ЮАР, хотя не все благополучно внутри самого ЕС. Только вчера еврокомиссар по делам правосудия, основным правам и гражданству Вивиан Рединг (она представительница Люксембурга) уподобила нынешнюю «позорную» депортацию цыган из Франции политике коллаборационистских властей этой страны времен нацистской оккупации и пригрозила Парижу юридическими санкциями. Французы расценили эти высказывания как «неприемлемые».
Александр МИНЕЕВ, Брюссель