Вчера в мировом суде Хамовнического района Москвы началось рассмотрение уголовного дела по обвинению председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова в клевете на главу Чечни Рамзана Кадырова. После того как 15 июля прошлого года
неизвестными была похищена и убита сотрудница «Мемориала» Наталья Эстемирова, г-н Орлов заявил, что за этим преступлением стоит президент Чечни. В октябре 2009-го Тверской райсуд столицы удовлетворил гражданский иск о защите чести и достоинства г-на Кадырова. Но для главы республики этого было недостаточно -- вскоре по тем же основаниям ГУВД Москвы возбудило в отношении правозащитника уголовное дело.
Сотрудница чеченского отделения «Мемориала», член экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека РФ Наталья Эстемирова была похищена утром 15 июля 2009 года возле своего дома в Грозном. По свидетельствам очевидцев, двое неизвестных затолкали ее в белые «Жигули», после чего скрылись. Вечером того же дня ее тело с огнестрельными ранениями в голову и грудь было обнаружено в 100 метрах от федеральной трассы «Кавказ», в районе ингушского села Гази-Юрт. В опубликованном в тот же день на сайте «Мемориала» заявлении его глава Олег Орлов заявил: «Я знаю, я уверен в том, кто виновен в убийстве Наташи Эстемировой. Мы все этого человека знаем. Зовут его Рамзан Кадыров, это президент Чечни. Рамзан уже угрожал Наталье, оскорблял, считал ее своим личным врагом. Мы не знаем, отдал ли он приказ сам или это сделали его ближайшее соратники, чтобы угодить начальству. А президента Медведева, видимо, устраивает убийца в качестве руководителя одного из субъектов РФ». На следующий день, 16 июля, на созванной в Москве пресс-конференции г-н Орлов вновь заявил, что за убийством г-жи Эстемировой, по его мнению, стоит глава Чечни.
Убийство вызвало широкий общественный резонанс не только в России, но и в мире, в частности специальные заявления на этот счет сделали власти США и Германии. По роду своей деятельности г-жа Эстемирова часто посещала следственные изоляторы, активно боролась с практикой пыток, применяемых правоохранительными органами, вела расследование похищений и внесудебных казней в Чечне. Методы ее работы зачастую не вписывались в рамки деятельности других чеченских правозащитных организаций и поэтому нередко вызывали недовольство во властных структурах республики. Так, в начале июля 2009 года депутат Госдумы РФ и один из ближайших соратников чеченского лидера Адам Делимханов в интервью чеченскому телевидению заявил: «Есть люди, называющие себя правозащитниками, которые помогают этим шайтанам, преступникам-боевикам. Они фактически дополняют их деятельность, и цели у них одни».
Хорошо было известно и о натянутых взаимоотношениях правозащитницы с Рамзаном Кадыровым, который неоднократно критиковал ее деятельность. В частности, уже после убийства г-жи Эстемировой, 8 августа 2009 года, г-н Кадыров в интервью радио «Свобода», опровергнув свою причастность к этому преступлению, заявил, что у погибшей «чести, достоинства, совести не было никогда».
После заявления г-на Орлова о причастности к убийству правозащитницы главы Чечни последний обратился в Тверской суд Москвы с гражданским иском о защите чести и достоинства, в котором попросил взыскать с руководителя «Мемориала» 10 млн руб. в качестве компенсации морального ущерба. Рассмотрение иска по существу началось 25 сентября прошлого года. В ходе разбирательства суд заслушал свидетельские показания ряда известных российских правозащитников, а также выступивших в поддержку г-на Кадырова сотрудников чеченских правозащитных организаций. Судья Татьяна Федосова 6 октября постановила удовлетворить исковые требования г-на Кадырова частично, взыскав с «Мемориала» 50 тыс. руб., а с г-на Орлова -- 20 тыс. рублей.
В том же месяце стало известно, что по заявлению представителя чеченского лидера Андрея Красненкова в отношении главы «Мемориала» столичным ГУВД было заведено уголовное дело по статье «клевета». Окончательное обвинение г-ну Орлову было предъявлено 6 июля этого года, а 10 августа дело было направлено для рассмотрения по существу из Хамовнического райсуда в судебный участок №363 мирового судьи Хамовнического района Карины Морозовой.
Первое заседание по уголовному делу вчера вызвало ажиотаж среди правозащитников и прессы. Некоторым из них места в зале заседаний из-за его небольшой вместимости не нашлось. Среди счастливчиков, попавших внутрь, оказался, в частности, известный правозащитник Сергей Ковалев, а также журналист Александр Подрабинек. В самом начале слушаний президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, который в этом процессе защищает интересы г-на Орлова, попытался добиться отвода г-на Красненкова, который, не являясь профессиональным адвокатом, как и в гражданском процессе, выступает представителем потерпевшего.
По словам адвоката, в ходе следствия г-н Красненков был трижды допрошен следствием, а его показания были включены в перечень доказательств стороны обвинения как «допрос представителя потерпевшего». По мнению г-на Резника, «юридически и фактически его показания являются показаниями свидетеля», а следовательно, г-н Красненков не может представлять в данном процессе интересы главы Чечни. «Каков бы ни был приговор, он обречен на обжалование», -- отметил адвокат. Судье понадобилось около двух часов на обдумывание ходатайства г-на Резника, но в итоге оно было отклонено, так как формально г-н Красненков в свидетелях не числится.
Затем представитель гособвинения кратко изложила суть предъявленных обвинений, отметив, что Олег Орлов дважды -- сначала на сайте «Мемориала», а затем и на пресс-конференции -- обвинил Рамзана Кадырова в убийстве г-жи Эстемировой. На вопрос, понятна ли ему суть обвинения, г-н Орлов ответил отрицательно. «Мне непонятно, обвиняюсь ли я в том, что сказал, что Кадыров совершил убийство сам или в составе группы. Что, по мнению прокуратуры, содержится в моих словах?» -- заявил г-н Орлов. Прокурор Яна Фомичева ответила, что главе «Мемориала» должно быть лучше известно, что именно он имел ввиду, когда делал свои заявления. В итоге затянувшаяся дискуссия завершилась заявлением гособвинителя о том, что г-н Орлов обвинил главу Чечни в организации убийства правозащитницы. После этого г-н Орлов заявил, что своей вины не признает.
Суд также заслушал вчера показания трех свидетелей -- сотрудников государственных чеченских правозащитных организаций. В свое время они давали показания в рамках гражданского дела. Показания Олхазана Цубараева, Умара Джумалиева и Аминат Мальсаговой мало чем отличались друг от друга. Все они лично знали погибшую, регулярно общались с ней и ничего не слышали о поступавших в ее адрес угрозах. По словам свидетелей, никаких угроз в адрес правозащитников не было и со стороны руководства Чечни. Вместе с тем они признавали, что деятельность убитой порой вызывала критику со стороны властей республики, но категорически отвергли возможность причастности Рамзана Кадырова к ее убийству. По мнению свидетелей, смерть правозащитницы была ему совсем не выгодна, поскольку неизбежно вызвала большой поток критики в его адрес.
На следующем заседании, которое состоится 27 сентября, сторона обвинения планирует закончить представлять свои доказательства. По словам г-на Красненкова, он собирается представить сенсационный материал, полученный им около десяти дней назад из Интерпола. Материал касается судьбы одного из погибших боевиков, которого ранее активно защищала убитая. Кроме того, он планирует представить видеозапись встречи г-на Кадырова с правозащитниками от 22 февраля 2008 года, на которой глава Чечни уличает г-жу Эстемирову в фальсификации обращения 30 чеченских жителей к президенту России Дмитрию Медведеву.