В Северной Осетии сегодня объявлен траур по жертвам теракта во Владикавказе, где вчера утром у центрального рынка был подорван начиненный взрывчаткой автомобиль. В результате, только по предварительным данным, как минимум 15 человек погибли и более 130 были ранены.
Это уже третий крупный теракт на Северном Кавказе за последнюю неделю. Как уже сообщалось, в ночь на 5 сентября под Бунайкском террорист-смертник также на начиненном взрывчаткой автомобиле атаковал полевой лагерь 136-й мотострелковой бригады Минобороны. Там погибло четверо военнослужащих и еще 35 были ранены. Вчера же стало известно, что происшедший в ночь на среду пожар на Ирганайской ГЭС (третья по мощности на всем Кавказе) в Дагестане, вероятнее всего, стал следствием не техногенной аварии, как считалось поначалу, а диверсии боевиков. Вчера утром при осмотре места ЧП взрывотехники обнаружили в помещениях ГЭС самодельную бомбу.
Вчера, правда, так никто официально и не признал, что ГЭС повредили именно боевики. Предполагалось, что она могла загореться из-за неисправности оборудования, даже несмотря на найденную мину. Однако, очевидно, такие мнения можно отнести на счет «последней надежды». Ведь это уже второй случай, когда боевикам удается атаковать объекты энергетики. В июле террористы смогли подорвать и полностью вывести из строя Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии. Тогда президент Медведев, возмущенный беззащитностью стратегического объекта, пообещал, что в случае повторения чего-то подобного «все будут уволены».
Совершенные менее чем за неделю три крупные диверсии, причем по разным целям -- против военных, промышленного объекта и мирного населения, трудно признать простым совпадением. Судя по всему, происходящее вполне можно оценить как очередную спланированную атаку боевиков против федеральных властей, пусть не столь масштабную, как осенью 1999 года (когда были взорваны жилые дома в Буйнакске, Волгодонске и Москве) или летом-осенью 2004 года (трагедия в Беслане и подрыв двух пассажирских самолетов), но не менее организованную и «разноплановую». В пользу этой версии может говорить и тот факт, что как раз на днях на одном из интернет-сайтов сепаратистов появилось очередное видеообращение их главаря Доку Умарова, в котором он выступил с очередными угрозами в адрес властей. Кроме того, последние теракты совпали по датам со многими годовщинам других трагический событий. Так, 9 сентября 1999 года в Москве был взорван жилой дом на улице Гурьянова. Кроме того, вчерашний теракт на центральном рынке Владикавказа -- кстати, уже четвертый по счету в этом месте за последние 11 лет -- прогремел в великий праздник для всех мусульман, которые 9 сентября отмечали завершение священного месяца Рамадан -- Ураза-байрам.
Представители спецслужб и политики, впрочем, пока никаких аналогий или тенденций в происходящем не усмотрели. По крайней мере официально об этом никто не говорил. Немедленную реакцию властей вызвала лишь трагедия во Владикавказе. Дмитрий Медведев, выслушав доклады о случившемся, в срочном порядке направил во Владикавказ своего полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе, вице-премьера Александра Хлопонина, а также лично распорядился отправить за пострадавшими самолет, чтобы доставить их в Москву. Президент назвал акцию боевиков «абсолютно циничной» и заявил, что государство «не пойдет ни на какие компромиссы с теми, кто его совершил». «Мы обязательно сделаем все для поимки этих уродов, которые совершили террористический акт в отношении обычных людей, причем варварский теракт. Мы сделаем все для того, чтобы они были найдены и наказаны в соответствии с законом нашей страны, а в случае оказания сопротивления или в иных случаях -- были уничтожены», -- сказал г-н Медведев.
Вместе с г-ном Хлопониным на место ЧП вчера выехал глава СКП России Александр Бастрыкин, а генпрокурор Юрий Чайка взял расследование под свой контроль. Не остался в стороне и премьер. Владимир Путин затронул тему теракта в разговоре с председателем Союза муфтиев России Равилем Гайнутдином, с которым встречался в честь праздника Ураза-байрам.
Премьер выразил уверенность, что правоохранительным органам под силу найти организаторов диверсии. По его мнению, теракт в столице Северной Осетии направлен на то, чтобы посеять вражду между гражданами России. «Мы не имеем права этого допустить. Мы очень рассчитываем на то, что мусульманское население России внесет в эту борьбу решающий вклад. Я знаю, как мусульмане относятся к таким экстремистам. Мы ощущаем их поддержку, особенно в Северо-Кавказском регионе, и благодарны за нее. Рассчитываю, что вместе мы преодолеем все эти трудности. Безусловно, те, кто это делает, -- это люди без души, без сердца. У них в прямом смысле слова нет ничего святого», -- сказал г-н Путин.
Как рассказали в управлении СКП по Северной Осетии, взрыв у входа на центральный рынок Владикавказа на улице Джанаева прогремел около 11.30. Мощность взрыва, по оценкам экспертов, составила до 50 кг тротила. Большинство свидетелей, находившихся рядом, либо погибли, либо были ранены. Осколки и обломки конструкций рынка раскидало в радиусе нескольких сотен метров. В окрестных домах выбило все стекла, а припаркованные вкруг машины оказались раскурочены. Поэтому вчера следователи только выясняли обстоятельства ЧП.
«Взрыв было слышно за 5 км от рынка. Сам рынок весь в дыму, везде окровавленные люди», -- сказала одна из очевидцев события. «Машина, в которой я сидел, подлетела, наверное, на полметра. А осколки еще падали спустя секунд 30... Я стал бежать внутрь, так как мама и брат там были, но толпа такая бежала, что варианта даже не было. В итоге я их случайно увидел, и мы уехали», -- рассказал другой свидетель.
По последним данным, в результате теракта помимо смертника погибло 15 человек, в том числе полуторагодовалый ребенок, 138 пострадали, среди них также оказались дети. Среди раненых около 90 человек находятся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. В частности, во Владикавказе врачи Детской республиканской клинической больницы вчера боролись за жизнь пострадавшего при теракте трехлетнего Рашата Альнурова. У него проникающее ранение черепа и многочисленные осколочные ранения. Его брат Эльнур, которому было всего полтора года, скончался в этой же больнице. Кроме Рашата в этой больнице находятся еще семь детей, однако их состояние опасений у медиков не вызывает. Вскоре их всех планируют перевезти в столицу. В Москву также отправят еще около 30 пострадавших. Как сообщили в Минздравсоцразвития, семьи погибших при теракте получат по миллиону рублей в качестве компенсации, а раненые -- от 200 до 400 тысяч.
Как сообщили в Национальном антитеррористическом комитете (НАК), была угроза повторного взрыва на рынке. «Оперативным штабом по Северной Осетии координируется деятельность служб быстрого реагирования, органов безопасности и сил правопорядка по недопущению возможных повторных взрывов», -- сообщили в НАК. После этого источник в МВД Северной Осетии заявил о том, что вторая бомба все же была найдена и ее удалось обезвредить. Но в СКП эту информацию не подтвердили. Однако на всякий случай было решено эвакуировать все школы и детские сады во Владикавказе.
По предварительным данным, бомба была заложена в припаркованной у входа «Волге». Машину буквально разорвало на части, но на водительском сиденье оперативники обнаружили останки мужчины. По основной версии, это и был смертник, который привел бомбу в действие.
По сообщению источника из республиканского МВД, машина, в которой раздался взрыв, зарегистрирована в Ингушетии и приехала оттуда лишь за полчаса до взрыва. «На КПП у водителя проверяли документы, среди них была доверенность на управление автомобилем, выписанная на имя некоего Арчеева», -- сказал он. В Генпрокуратуре официально заявили, что установлен лишь владелец машины, однако имя его называть не стали. По данным все того же источника, автомобиль принадлежал человеку по фамилии Добриев. В СКП, впрочем, эту информацию не подтвердили, заявив, что пока ничего не известно.
«Мы пока не можем сказать, стояла ли «Волга» у входа какое-то время, перед тем как взорваться, либо взрыв раздался сразу после того, как она остановилась. То, что это смертник, установлено точно, однако почему следователи пришли к такому выводу, пока сказать не можем. Все будет ясно только после проведенных экспертиз», -- заявили в СКП.
Вчера же в ФСБ заявили о задержании первых трех подозреваемых в причастности к теракту, но детали не сообщались. Представители властей выдвинули уже привычную в таких случаях версию. Как заявил глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, теракт во Владикавказе осуществили экстремисты, которые «пытались дестабилизировать обстановку в регионе и посеять панику». Он также подчеркнул, что «своей цели преступники не достигли: ситуация в республике находится под полным контролем властей».
Этот взрыв стал уже четвертым за последние 11 лет на этом рынке во Владикавказе. Первый взрыв на рынке прогремел 19 марта 1999 года и был самым смертоносным. От подрыва бомбы погибло 52 человека, еще 168 получили ранения. Следствие объявило, что организаторами теракта стали полевые командиры Арби Бараев и Магомед Цокиев, которые впоследствии были убиты во время второй чеченской кампании. Четверо исполнителей теракта, самому младшему из которых на момент преступления было 15 лет, в 2003 году были приговорены к длительным срокам заключения.
Следующий теракт на том же месте произошел год спустя, 9 июля 2000 года. Тогда сработало взрывное устройство, заложенное под автомобиль, припаркованный на площади около рынка: шесть человек погибли, 18 были ранены. Спустя два года, весной 2002 года, у входа на рынок произошел новый взрыв, в результате которого девять человек погибли, были ранены 46.
Между тем вчера же мощное самодельное взрывное устройство было обезврежено на Ирганайской ГЭС в Унцукульском районе Дагестана, где во вторник вечером начался сильный пожар. На момент происшествия гидростанция несла нагрузку 130 МВт, но из-за инцидента сработала автоматическая защита и нагрузка на ГЭС была сброшена до нуля. Но, несмотря на это, перебоев с энергоснабжением в Дагестане не было. Справиться с огнем удалось только к утру среды. Как сообщили в компании РусГидро, которой принадлежит станция, пожар уничтожил два трансформатора и один масляный бак. Основное оборудование -- гидроагрегаты -- не пострадало. По данным компании, ущерб от огня составил полмиллиарда рублей, а пострадавшее оборудование уже не подлежит восстановлению.
На следующий день после инцидента на одном из интернет-сайтов боевиков появилась информация, что пожар возник не из-за неисправности, как поначалу объявили власти, а в результате теракта, и его предваряли два взрыва. Как написали сепаратисты, накануне они заложили три бомбы на ГЭС, из которых сработало только две. На следующий день на том же сайте эту информацию боевики подтвердили еще раз, заявив, что именно ту бомбу, которая не сработала, и нашли вчера силовики. Как рассказали в правоохранительных органах Унцукульского района республики, бомба была обнаружена под одной из 16-тонных емкостей с маслом. Ее мощность составляла около 3 кг тротила. Мина состояла из двух 1,5-литровых пластиковых бутылок, начиненных аммиачной селитрой с прикрепленным пластитом. Возле взрывного устройства была мина-ловушка, состоящая из шариковой ручки с пустым стержнем и мелкими кристаллическими шариками внутри -- при повороте ручки они перекатывались и, замыкая цепь, приводили к взрыву.
Кроме того, по сообщению боевиков, подготовить взрыв на Ирганайской ГЭС им якобы помог некий «инженер Редькин», работавший на станции, которого сейчас разыскивают. Как рассказали «Времени новостей» в РусГидро, инженер ОАО «Сулакский гидрокаскад», объединяющий все ГЭС в Дагестане, Владимир Редькин действительно существует, но к ЧП на Ирганайской ГЭС он отношения иметь не может. Как выяснилось, г-н Редькин был похищен 23 июля, на следующий день после теракта на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии. Освобожден же он был только 6 сентября, всего за день до пожара на объекте в Унцукульском районе. По данным компании, г-н Редькин проработал в системе гидростроительства Дагестана свыше 30 лет и участвовал в том числе в строительстве Ирганайской ГЭС. Сейчас он находится в отпуске на реабилитации после похищения.
Несмотря на заявления террористов, а также на вчерашнюю находку, терактом ЧП на ГЭС никто не называет. Все версии, которые озвучивали следственные органы и энергетики, сводились к тому, что авария носила техногенный характер. Произойти она якобы могла из-за разгерметизации оборудования, возгорания кабеля, короткого замыкания. Но никто не предположил возможность теракта. В компании РусГидро «Времени новостей» заявили, что боевики берут на себя ответственность после всех аварий. «Так было и после гибели подлодки "Курск", и после аварий на Останкинской телебашне и Саяно-Шушенской ГЭС, -- сказала пресс-секретарь компании Елена Вишнякова. ---У нас нет никаких оснований верить словам террористов. Да, бомбу нашли, но то, что пожар произошел из-за взрыва, говорить нельзя».
То, что и РусГидро, и правоохранители открещиваются от возможного теракта на станции, выглядит вполне логичным, поскольку теперь кресла под руководителями силовых ведомств и компании сильно покачнулись.
Напомним, рано утром 22 июля на станцию ворвалось несколько боевиков. Они расстреляли двух сотрудников милиции, проникли в машинный зал, избили трех работников и заложили самодельные бомбы, после чего скрылись. Взрывами были уничтожены два из трех имевшихся гидроагрегатов, разрушены трансформаторы, после чего загорелось вытекшее из них машинное масло. В результате взрывов и пожара станция полностью вышла из строя.
Тогда многие наблюдатели и политики посчитали диверсию знаковой, поскольку террористы впервые провели успешную акцию на стратегическом промышленном объекте. Как объясняли эксперты, если подобные акции продолжатся, проблема терроризма выйдет на новый, еще и экономический уровень. В этом случае речь может пойти уже о реальных масштабных потерях для экономики и об ударе по авторитету власти. Понятно, что президент тогда высказался жестко: «Если что-то повторится, то никто из руководителей правоохранительных органов и компаний не останется работать. Все будут уволены».
Впрочем, пока на фоне теракта во Владикавказе происшествие в Дагестане властями прошло незамеченным. По крайней мере г-н Медведев на аварию на ГЭС пока не отреагировал.