Вчера президент Польши Бронислав Коморовский в часовне президентского дворца открыл мемориальную доску в память жертв
авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля. На плите выбиты имена президентской пары Леха и Марии Качиньских, последнего президента в изгнании Рышарда Качоровского, министров, сотрудников президентской канцелярии и бюро национальной безопасности министров и сотрудников. Сначала появились сообщения, что родные части погибших хотят бойкотировать церемонию, но в итоге она состоялась с их участием, но без участия прессы. Не сочли нужным присутствовать брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский и дочь президентской четы Марта.
По всей Польше идет волна увековечивания памяти трагически погибших пассажиров президентского самолета. В их честь (чаще именем Леха Качиньского) называют улицы, площади, микрорайоны, дома культуры, мосты. Но иногда в новых названиях проглядывает другой, политический, подтекст -- к примеру, на часовне, что на стыке столичных районов Вилянува и Урсынува, читаем надпись на гранитной табличке: «Катынь 1940--2010. В память». И таких ассоциативных знаков много, они встречаются даже на могилах жертв апрельской трагедии, несмотря на то, что Федерация катынских семей последовательно выступает против того, чтобы смоленскую катастрофу называли «второй Катынью».
Побывавший на прошлой неделе в Варшаве министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что расследование причин гибели польского президентского самолета стало для России «приоритетным государственным вопросом». И вот вчера в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщили, что Россия передала Польше документы, подтверждающие квалификацию группы руководства полетами аэродрома Смоленск-Северный, которая дежурила в день катастрофы. Эти материалы запросила польская сторона. Дело в том, что скептики не хотят верить в версию об ошибке пилотов президентского лайнера и пытаются перевалить вину на диспетчеров, которые якобы давали летчикам неправильные сведения и команды.
Председатель главной оппозиционной партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский видит причину трагедии «в российском балагане» или «в целенаправленном введении польских пилотов в заблуждение». Ссылаясь на неких «экспертов», брат погибшего президента утверждает, что при падении в лес и болото такого самолета, «каким был переделанный из бомбардировщика» президентский Ту-154М, «половина людей должна была выжить».
Заметим, что в 1950-е годы на основе бомбардировщика Ту-16 действительно был создан первенец советской реактивной гражданской авиации Ту-104. Однако пришедший ему на смену Ту-154 проектировали во второй половине 1960-х годов исключительно для перевозки пассажиров. Военного собрата у этой машины не было.
Очевидно, что за этими рассуждениями стоят политические соображения и эмоции. Действия правительства Польши после трагедии Ярослав Качиньский назвал «скандалом, полной капитуляцией и пресмыкательством перед Москвой». По этому поводу заместитель главы парламентской фракции оппозиционного «Союза демократических левых сил» Марек Викиньский заметил, что «в своей вендетте Ярослав Качиньский потерял голову и отошел от действительности», он становится «политиком одной темы».
Большие надежды Ярослав Качиньский возлагает на составленную из членов его же партии парламентскую комиссию, которая взялась самостоятельно расследовать причины авиакатастрофы и намерена, по его словам, «в ближайшие недели подготовить первый документ». На днях ее председатель Антони Мачеревич побывал в США. Там он говорил, что выяснение всех обстоятельств катастрофы -- это «важнейшее дело польского государства и народа», более важное, «чем бедность, коррупция, распродажа польского имущества и отсутствие законности». Когда же его спросили о снятых в первые минуты после катастрофы кадрах, где слышны похожие на выстрелы звуки, г-н Мачеревич сказал: «Могло быть так, что мы имеем дело с убийством тех, кто выжил. Но также это могли быть выстрелы милиционеров и военных, отгонявших мародеров».
Заместитель председателя МАК Олег Ермолов сообщил позавчера, что эксперты комитета практически закончили аналитическую работу, связанную с исследованиями обстоятельств гибели президентского самолета, и приступили к составлению заключительного отчета. Вчера г-н Мачеревич выразил в связи с этим удовлетворение, подчеркнув, что его комиссия не заканчивает свою работу и в течение месяца-двух представит свою «трактовку событий, которые произошли после смоленской катастрофы». Это удивительное уточнение, ведь комиссия Мачеревича была создана для расследования причин, а не последствий трагедии.