Время новостей
     N°161, 07 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2010
«Прозевали, что называется»
Число жертв и пострадавших при теракте на военном полигоне в Дагестане продолжает увеличиваться
Число жертв теракта в полевом лагере 136-й мотострелковой бригады Минобороны близ дагестанского города Буйнакск увеличилось до четырех человек. Вчера в госпитале скончался еще один военнослужащий. Новые данные вчера были приведены и о количестве пострадавших. Если в воскресенье официально сообщалось о 32 раненых, то теперь в этом списке оказались уже 35 человек. Между тем и чиновники, и эксперты сходятся во мнении, что тяжелые последствия от теракта обусловила слабая организация охраны военного объекта.

Нападение на полевой лагерь «Дальний» 136-й мотострелковой бригады, расположенный около села Герей-Авлак под Буйнакском, произошло в ночь на воскресенье. Около 0.30 террорист-смертник на начиненных взрывчаткой «Жигулях» 14-й модели, подъехав к лагерю по проселочной дороге, протаранил шлагбаум на внешнем КПП и попытался прорваться к палаточному городку.

Как выяснилось, подозрительную машину заметили еще на первом посту наблюдения, и охрана в мегафон потребовала водителя остановиться. Он не отреагировал, и тогда 25-летний контрактник Нурадил Салимгереев, который дежурил в ту ночь, на своих личных «Жигулях» поехал наперерез смертнику. Однако тот сумел уйти от столкновения и, сделав небольшой крюк, продолжил двигаться к лагерю. Только тогда охрана открыла по террористу огонь на поражение. Одновременно один из солдат успел перегородить дорогу грузовиком ГАЗ-66, в который и врезались неуправляемые «Жигули» бандита, который, судя по всему, был уже убит. В результате подрыв произошел на окраине лагеря, и террористу не удалось доехать до палаток, в которых спали солдаты. Мощность взрыва составила около 30 кг тротила. По предварительным данным, в машине смертника было два заряда, изготовленных на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры -- в багажнике и в салоне, но сработал лишь один из них.

В результате взрыва сгорело три палатки, каждая из которых рассчитана на 40 человек. От машины смертника практически ничего не осталось. Полностью сгорел и грузовик, который преградил ей дорогу, но его водитель остался жив, он получил серьезные ранения. Всего же в результате взрыва погибли четыре человека -- трое скончались на месте, а еще один спустя день умер в больнице. Еще 35 человек, согласно окончательным данным, были госпитализированы. Пятеро пострадавших находятся в крайне тяжелом состоянии. Трое из них вчера утром спецрейсом в сопровождении группы медиков были доставлены в столичный госпиталь имени Бурденко.

По мнению полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, именно плохая охрана военного лагеря позволила террористам до него добраться. «Я допускаю некомпетентность и слабую организацию обеспечения безопасности военных объектов. Прозевали, что называется, -- сказал он. -- В целом это акт возмездия против тех побед, которые нам в последнее время удалось завоевать на Северном Кавказе по уничтожению террористов. Мы были к этому готовы, но, к сожалению, они чувствуют слабые места -- попали в это слабое место».

Глава Минобороны Анатолий Сердюков, который лично вылетел в Дагестан и посетил место ЧП, с выводами пока не торопится, но с г-ном Хлопониным, судя по всему, согласен. «Я дал указание по поводу усиления безопасности, -- отметил министр. -- Меры, которые были предприняты по предотвращению теракта, на мой взгляд, были недостаточными. Действовать надо было более жестко. Все указания были даны и, полагаю, в ближайшее время будут выполнены. В течение 2--3 дней главнокомандующий сухопутными войсками представит детальный анализ происшествия и, соответственно, будут сделаны выводы».

Как считает бывший командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник запаса Валерий Баранов, теракт на полигоне «Дальний» можно было предотвратить, если бы полевой лагерь был обустроен должным образом. По его мнению, трагедия стала возможной, вероятнее всего, из-за грубых нарушений директивных документов, связанных с обустройством войск в районах повышенной опасности. «В 2002 году мне довелось разрабатывать нормативные документы, связанные с нахождением войск в полевых условиях, в частности, с обустройством полевого лагеря на полигоне «Дальний», -- сказал г-н Баранов. -- Мы подготовили тогда методические пособия и инструкцию, в которой четко определялись меры и способы защиты войск в полевых условиях. В частности, палаточный городок по периметру должен был быть в обязательном порядке огражден защитным рвом, все палатки углублены в землю на метр-полтора, перед полевым лагерем должны были находиться посты охранения. Всего этого, судя по всему, не было сделано. И обозначать полевой лагерь по периметру, образно говоря, флажками вместо долговременных защитных рвов -- это недопустимая халатность».

Сергей МИНЕНКО
//  читайте тему  //  Теракты в России