Время новостей
     N°156, 31 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2010
Хлам и мастерская
Владимир Путин обещает повысить пошлины на новые иномарки
Россия будет повышать пошлины на иномарки постепенно -- сначала на подержанные машины, затем на новые, ввозимые из-за рубежа (сейчас пошлина доходит до 30%). Это создаст стимул для зарубежных компаний открывать свои производства в стране, сказал вчера в интервью телеканалу «Россия-24» премьер Владимир Путин. По его мнению, работающие в России иностранные компании должны постепенно передавать технологии производства, повышая уровень подготовки местных специалистов.

Заявление главы правительства лишает иностранных автопроизводителей надежды на снижение пошлин, появившейся в августе. Минэкономразвития предлагало вернуть пошлины на новые иномарки на докризисный уровень -- 25%. Но премьер считает, что эти меры не станут сюрпризом для автопроизводителей, ведь Россия, по его словам, несколько лет назад объявила зарубежным автопроизводителям, заинтересованным в ее рынке: «Ребята, давайте жить дружно!» По мнению главы правительства, иностранные автоконцерны должны понять, что Россия будет защищать собственное производство. «Ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы сбрасывали на наш рынок хлам и превращали Россию в помойку своей отработанной техники», -- подчеркнул Владимир Путин.

Власти осознают, что потребитель пока нуждается в зарубежной продукции, а автоконцерны «не могут сразу заскочить на российский рынок и развернуть производство», продолжил премьер. «Давайте договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию, -- отметил г-н Путин, обращаясь к зарубежным автопроизводителям. -- Мы ведь не член ВТО, можем себе это позволить. Вместе с тем мы не хотим подрывать ваш бизнес в России, приходите к нам и разворачивайте здесь свое производство. Но мы хотим, чтобы вы передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда и технической подготовки российских специалистов».

Все это должно быть предусмотрено в контрактах, которые подписывает Минпромторг с иностранными автопроизводителями, отметил премьер.

В январе 2009 года Россия повысила пошлины на импорт автомобилей, чтобы поддержать в кризис отечественный автопром. Пошлины на легковые машины со сроком эксплуатации от года до пяти лет выросли в среднем с 25 до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Тогда же в категорию подержанных попали не семилетние, а пятилетние легковушки. Но уже в марте Минэкономразвития предложило правительству снизить пошлины на новые автомобили с 30 до 25%. Против выступил Минпромторг, заявив, что уменьшение пошлин не предусмотрено концепцией развития автопрома до 2020 года. По мнению его представителей, сохранение действующих таможенных ставок на импорт автомобилей на ближайшие несколько лет -- необходимое условие появления в России полноценного автопрома с участием глобальных игроков. Вернуться к идее снижения пошлин, в том числе на новые машины, можно будет не раньше 2015 года, говорили в Минпромторге.

Тем не менее рынок ждал, что позиция российских властей смягчится. Да и первый вице-премьер Игорь Шувалов в начале августа заявил, что правительство может рассмотреть вопрос о снижении пошлин на новые иномарки.

Режим промсборки для зарубежных автопроизводителей был введен в 2005 году и позволил импортировать комплектующие по ставке 0--5% вместо 5--15%, выпуская не менее 25 тыс. автомобилей в год. Льготные договоры подписывались до ноября 2007 года сроком на семь лет. В этом режиме в России сейчас работают General Motors, Nissan, Toyota, Ford, Renault и Volkswagen. В августе Минпромторг заявил о том, что ужесточает правила промсборки для иномарок. Получая льготы при ввозе комплектующих, автоконцерны должны выпускать с конвейера не меньше 300 тыс. машин в год, 200 тыс. двигателей и/или коробок передач, а также создать в России производство кузовной штамповки и центр разработок и инжиниринга. Кроме того, уровень локализации в среднем по модельному ряду завода на шестой год после заключения соглашения о промсборке должен быть не менее 60% (ранее -- 30%). Новый режим промсборки Минпромторг намерен ввести с середины сентября, заявил на прошлой неделе директор департамента автомобильной промышленности Алексей Рахманов.

По данным PricewaterhouseCoopers, в 2009 году в России было собрано 360 тыс. иномарок. Как заметил партнер PwC Стенли Рут, доля иномарок российского производства по итогам первого полугодия 2010-го превысила 30%. Но российский рынок пока нестабилен, и автоконцерны не спешат открывать здесь новые предприятия, говорили ранее «Времени новостей» эксперты.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром