|
|
N°156, 31 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дымовая завеса тайны
Минздравсоцразвития расследует причины высокой смертности в Москве
Вчера Министерство здравоохранения и социального развития официально признало, что смертность в России в июле этого года действительно была исключительно высокой. В среднем по стране за второй летний месяц зафиксирован рост смертности на 8,6%. Только от болезней системы кровообращения в июле 2010-го в стране умерло на 10,6% больше людей, чем за аналогичный период прошлого года. В отдельных же регионах ситуация и того хуже. И в первую очередь в Москве, где за прошлый месяц зарегистрировано на 50,7% больше смертей, чем за июль 2009 года.
Примечательно, что несколько недель назад исповедующее оптимизм ведомство Татьяны Голиковой публично усомнилось в справедливости заявления руководителя департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского, который утверждал, что в городе из-за жары в день умирает не три сотни человек, как обычно, а все 700 (см "Время новостей" от 10 августа). Также г-н Сельцовский сетовал на то, что морги столицы слишком быстро заполняются. Министерство, судя по всему, сочло эти слова распространением паники и потребовало разъяснений от московских чиновников. Ведь статистика первого полугодия 2010-го показывала, что столица является одним из лидеров по снижению смертности.
Но отчеты регионов, в том числе и Москвы, поступившие в Минздравсоцразвития на прошлой неделе, не принесли облегчения. Как и предупреждали медики еще в начале лета, больше всего пострадали люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями дыхательной системы, а также граждане, страдающие неустойчивыми состояниями нервной системы и психики -- тревогой, депрессией, плохим сном.
«Жара -- фактор риска, который обостряет хронические болезни и провоцирует некоторые острые заболевания у человека», -- предупреждал главный терапевт России Александр Чучалин. Медики неоднократно говорили и об опасности употребления спиртных напитков при температуре воздуха более 30 градусов. «Алкоголь вызывает дегидратацию и сгущает кровь, что, в свою очередь, провоцирует образование микротромбов», -- рассказала «Времени новостей» доцент кафедры клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета Ольга Полосьянц. К тому же алкоголь, как известно, делает смертельно опасным купание в открытых водоемах. За жаркий июль этого года утонуло на 45,2% больше купальщиков, чем за тот же период в прошлом году.
Тем не менее огромная разница показателей смертности в жару между Москвой и другими регионами России пока совершенно непонятна. Даже с окружающей город Московской областью цифры расходятся почти в три раза: в столице зафиксирован рост смертности на 50,6%, а в Подмосковье -- на 17,3%. Примечательно, что в субъектах федерации, где было объявлено чрезвычайное положение из-за распространения лесных пожаров (несмотря на превышение предельно допустимой концентрации угарного газа в воздухе и задымленность, в Москве чрезвычайное положение так и не ввели), такой смертности не было. Например, во Владимирской области смертность увеличилась на 18,4%, Ивановской -- 18,3%, Тульской -- 17,3%.
В регионах, где жара не была столь аномальной, статистика даже улучшилась. Как сообщает Минздравсоцразвития, в Свердловской области в июле 2010 года умерло на 2,3% меньше граждан, а в Архангельской -- на 3,3%. В традиционно жарких регионах, где температура за 40 градусов летом -- это обычное дело, также наблюдается снижение смертности: в Волгоградской области -- на 4,4%, Ставропольском крае -- 3,6%, Ростовской области -- 3,1.
Показательно, что умирали москвичи не только и не столько в своих удушливых и перегретых квартирах, но и в городских больницах. Причем, как говорят в Минздравсоцразвития, в некоторых столичных клиниках смертность была значительно выше, чем в среднем по городу. Именно этот факт федеральные чиновники намерены внимательно изучить. «Будет проведен подробный анализ на предмет организации медицинской помощи госпитализированным пациентам и роста причин смертности», -- подчеркивается в выпущенном по этому поводу разъяснении. Как сообщили «Времени новостей» в Минздравсоцразвития, у особо неблагополучных лечебных учреждений столицы уже запрашивается вся необходимая документация.
Стоит отметить, что резкое увеличение смертности в московских стационарах, судя по представленным в министерство данным, затронуло только лечебные учреждения городского подчинения. Это косвенно подтвердил «Времени новостей» и директор лечебно-реабилитационного центра «Росздрава» Константин Лядов. По его словам, в его клинике, как и в других расположенных в Москве медучреждениях федерального подчинения, увеличения смертности в июле не было. Напротив, хронические больные, испытывавшие дискомфорт из-за смога, получали профилактическое и поддерживающее лечение. По словам Константина Лядова, опасность смога и жары для здоровья граждан была сильно преувеличена. «Когда дым рассеялся, к нам пришло более 20 человек, которые просили полностью их обследовать с целью выявления негативных последствий погодных аномалий, -- рассказал он. -- Ни у одного из них никаких последствий мы не выявили».
Источники «Времени новостей» в медицинских кругах московского подчинения разницу в показателях прироста смертности между столицей и Подмосковьем смогли объяснить лишь разным подходом к организации профилактической и оперативной помощи в регионах. В частности, утверждается, что столичный департамент не отреагировал должным образом на рекомендацию Минздравсоцразвития усилить диспансерное наблюдение людей с хроническими заболеваниями и организовать обход квартир особо тяжелых пациентов с целью контроля их состояния и корректировки курсов медикаментозного лечения.
Галина ПАПЕРНАЯ