Время новостей
     N°154, 27 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2010
В зависимости от независимости
Абхазия отметила два года со дня признания Россией
Два года назад Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, формально завершив процесс, начавшийся военным вмешательством России в грузино-югоосетинский конфликт. Вчера президент Абхазии Сергей Багапш подвел некоторые итоги двухлетия официально признанной независимости для своей республики. «Признание Россией независимости Абхазии требует от всех нас наивысшей ответственности перед дружественной страной, поскольку, идя на такой шаг, сама Россия взяла на себя ответственность за нашу государственную состоятельность, -- сказал г-н Багапш. -- Признание независимости Абхазии и Южной Осетии предотвратило геноцид этих народов. В этом главная заслуга российского руководства, и это наши народы никогда не забудут».

Г-н Багапш напомнил, что, отстояв независимость в войне с Грузией 1992--1993 годах, Абхазия «пыталась искать пути построения цивилизованного мира с Грузией», «но с вводом войск в верхнюю часть Кодорского ущелья в июле 2006 года этому процессу был положен конец». При этом Абхазия, как сказал г-н Багапш, «честно выполняла обязательства по всем достигнутым договоренностям и в одностороннем порядке осуществила возвращение грузинских беженцев в Гальский район».

Возвращение нескольких десятков тысяч грузиноязычных жителей в Гальский район состоялось еще при первом президенте Абхазии Владиславе Ардзинбе. Администрация г-на Багапша, находящаяся у власти второй срок, старается интегрировать эту часть населения в абхазское общество, чтобы Гальский район не стал для Абхазии тем, чем Абхазия стала для Грузии. Абхазская оппозиция считает, что такая политика ставит под угрозу саму идею существования Абхазии как государства абхазов. Но интеграционные усилия способствуют формированию позитивного международного имиджа черноморской республики. Да и этнодемографическая ситуация в Абхазии такова, что если сохранять верность лозунгам времен войны, республика столкнется с проблемой депопуляции.

Правда, вслух обсуждать эти проблемы в Абхазии сложно: мощнейшей политически активной силой там остается сообщество ветеранов грузино-абхазской войны. Похоже, что именно мнение этой социальной группы власти Абхазии вынуждены были учесть, объявив на днях, что проект Концепции восстановления имущественных прав граждан России в Абхазии, предложенный российским МИДом, официально отклонен. По словам премьер-министра Абхазии Сергея Шамбы, проект поступил в Сухуми без регистрационного номера и без сопроводительного письма, а по существу он не учитывает многих местных реалий.

Детали проекта концепции обсуждались в середине августа в одной из абхазских газет: авторы сочли, что вариант, предложенный российским МИДом, -- правовое прикрытие для возвращения в Абхазию десятков тысяч грузин, покинувших ее в результате войны 1992--1993 годов и ныне живущих в России. Это общественная «больная мозоль», поэтому в итоге абхазские власти согласились с оппозиционной публикацией.

Для российских СМИ, далеких от темы грузинской демографической угрозы абхазскому суверенитету, отклонение концепции стало поводом заподозрить Абхазию в нелояльности и неблагодарности по отношению к России. Впервые проблема недвижимости в Абхазии попала в поле зрения российской прессы летом 2009 года. Речь шла о появившихся после августа 2008 года обращениях российских граждан в российское посольство в Абхазии с жалобами на отъем квартир и домов.

По некоторым данным, число таких обращений достигло 4 тыс. -- это много, если учесть, что по переписи 2003 года в Абхазии проживало всего 23 420 этнических русских. До войны 1992--1993 годов их было почти 75 тыс. Грузинское население Абхазии в 1989 году составляло почти 240 тыс. человек -- по данным абхазской переписи 2003 года, их с учетом вернувшихся в Гальский район было около 46 тыс. Дружественные отношения между Москвой и Сухуми не означали, что реальное положение этнических русских в этом регионе сильно отличалось в лучшую сторону от ситуации в других кавказских регионах, где в начале 1990-х расцвел местный национализм, а для русских почти не осталось работы по специальности.

Российский МИД начиная с ноября 2008 года несколько раз обращался к Абхазии с официальными нотами на эту тему и в итоге предложил проект концепции, о которой теперь известно, что она отклонена. Ноты направлялись в Сухуми в месяцы, когда шла предвыборная кампания Сергея Багапша, выдвинувшего свою кандидатуру на второй срок. Поэтому могло показаться, что тема отнятых русских квартир была специально поднята кем-то из оппонентов президента. Но скандал с недвижимостью и сейчас продолжает осложнять жизнь администрации Багапша. Президент потребовал от глав муниципалитетов, чтобы те впредь не допускали никаких конфликтных ситуаций. Властям приходится неустанно объяснять одним, что возвращение нежелательных грузин никому не грозит, а другим -- что Абхазия ничего не имеет против россиян вообще и этнических русских в частности. Никаких способов разделить бывших жителей Абхазии русского, грузинского, абхазского или иного происхождения и в самом деле нет, поскольку в 2002 году Россия предоставила свое гражданство почти всем жителям Абхазии, формально уравняв их статус с теми, кто бежал из республики раньше и осел в России.

Проблема с недвижимостью между тем касается не только тех, кто рассчитывает на реституцию, но и потенциальных покупателей, и крупных инвесторов. Купить сейчас недвижимость в Абхазии может только обладатель абхазского паспорта. По сути это значит, что любая сделка может осуществляться только через местных подставных лиц, от которых и зависит дальнейшая судьба объекта. В начале года правительство Абхазии в очередной раз обещало внести соответствующие поправки в законы. Но в общественном мнении господствует идея, что под видом россиян в республику могут вернуться грузины, да и неизбежное перераспределение ресурсов не в пользу местных фактических владельцев мало кому улыбается. Поэтому провести такой законопроект через парламент даже при наличии лояльного большинства очень нелегко. Хотя он и устранил бы реальное препятствие на пути российских инвестиций.

Но президент Багапш настроен оптимистически: «Юридическое признание независимости Абхазии создает большие возможности для формирования легитимных и чрезвычайно важных для регионального развития отношений между российскими и абхазскими субъектами экономической деятельности». Президент напомнил о возможности «создания международных транспортных коридоров, которые усилят роль России как ведущего инвестора и торгово-экономического партнера Абхазии».

В Абхазии, напомним, есть шоссе и железная дорога, которые могли бы связать Россию с Грузией и Арменией. Железнодорожная ветка -- одна из двух, ведущих с Северного Кавказа на Южный, но со времен войны ее отрезок между Абхазией и собственно Грузией разобран. Созданный для восстановления дороги и существовавший до 2005 года консорциум России, Грузии, Армении и Украины не продвинулся дальше проектно-изыскательских работ. Чтобы восстановить «международный коридор» теперь, необходимо согласие между Россией и Грузией, которое выглядит труднодостижимым. Кроме того, официальному Сухуми и в этом случае придется объяснять ветеранам борьбы за независимость, что абхазским участком путей не завладеет безраздельно российский капитал и по ним не приедет в Абхазию грузинская военная техника.

Сам Сергей Багапш видит «предпосылки для справедливого и окончательного решения проблем между Грузией и Абхазией на основе международно-правовых норм о праве народов распоряжаться своей судьбой». Он надеется на широкое международное признание Абхазии, хотя и согласен, что этот процесс не будет легким. Это, по словам г-на Багапша, следует из «недружественной реакции на действия России (в 2008 году. -- Ред.) со стороны некоторых западных стран».

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии