|
|
N°154, 27 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предвыборный финплан
Саркози навязывает идеи политическому сопернику
Президент Франции Николя Саркози, встречаясь с национальным дипкорпусом, изложил свою стратегию на председательство в «большой восьмерке» и «большой двадцатке». Французский лидер поступил не совсем корректно, учитывая, что работой G20 пока руководит Южная Корея, и главное событие ее председательства -- встреча глав государств -- еще только предстоит в ноябре в Сеуле. «Восьмерка» же пройдет лишь летом следующего года в Ницце, а «французский» саммит G20 -- и вовсе в ноябре 2011 года.
Председательство Франции Саркози, очевидно, будет использовать в предвыборной борьбе. Президентские выборы пройдут в 2012 году, и главным потенциальным соперником действующего президента является глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан.
Формально прервавший на время работы в МВФ свою политическую деятельность, социалист Стросс-Кан тем не менее остается на родине одним из популярнейших политиков. Более того, по данным соцопроса, который опубликовала на днях Le Nouvel Observateur, на сегодняшний день Стросс-Кан побеждает Саркози на выборах со счетом 59 к 41%. Глава МВФ, впрочем, пока не делал официальных заявлений о намерении баллотироваться в президенты, хотя делал на этот счет пространные намеки. Примечательно, что и возглавляющая Соцпартию Мартин Обри тоже выигрывает у Саркози, но с меньшим перевесом: 53 к 47%. Чтобы успешно стартовать в президентской гонке, г-ну Стросс-Кану, по-видимому, придется покинуть МВФ уже в период после предстоящих в октябре годового собрания управляющих фонда и ноябрьского саммита «Двадцатки». Зато следующий, «французский» саммит будет проходить как раз в разгар борьбы между г-ном Саркози и кандидатом от социалистов.
Тем временем своим дипломатам г-н Саркози сообщил, что сделает тему стабилизации непредсказуемых колебаний валютных курсов и сырьевых рынков одним из основных вопросов в повестке заседаний G20 и G8. Странам G20 необходимо принять совместные меры для реформирования международного валютного порядка, считает Саркози: «Мы должны создать новую структуру для обсуждения колебаний валютных курсов». При этом он отметил, что нельзя обсуждать этот вопрос без участия Китая, аккумулировавшего огромные валютные резервы.
По словам французского лидера, существует необходимость сокращения роли доллара США как резервной валюты и повышения роли альтернативных валют. Более четкая координация глобальной экономической политики, направленной на преодоление глобальных дисбалансов, является ключевым фактором для сокращения волатильности валютных курсов, считает Саркози. Другим способом достижения большей стабильности в валютной сфере является попытка предотвратить накопления странами G20, особенно странами emerging markets, избыточных валютных резервов, отметил он. Южная Корея, возглавляющая G20 в настоящее время, продвигает идею создания системы, позволяющей предотвратить резкий отток капиталов, подобный тому, который испытали на себе страны с развивающейся экономикой в ходе недавнего кризиса, а также азиатского кризиса конца 1990-х годов. Кроме того, по словам Саркози, G20 должна рассмотреть пути, которые позволили бы странам, в значительной мере зависящим от внешнего капитала, «временно регулировать свои рынки капитала» в случае появления проблем. Волатильность валютных курсов является «реальной угрозой» для роста мировой экономики, подчеркнул Саркози. Президент Франции отметил, что не призывает к возврату к глобальной валютной системе, основанной на фиксированных курсах. Тем не менее он рассчитывает на проведение конференции, возможно в Китае, с целью обсуждения будущего валютной системы без табу.
Значительное внимание Франции как главы G20 будет также сосредоточено на увеличении контроля за мировыми сырьевыми рынками, отметил Саркози. «Почему мы должны регулировать рынок деривативов только в финансовой сфере? Увеличение контроля за сырьевыми рынками возможно и желательно. Таким способом мы сможем ограничить спекуляции», -- заявил он. Кроме того, Саркози считает, что «двадцатке» необходимо оценить прозрачность сельскохозяйственных рынков и изучить политику создания запасов сельхозтоваров, а также создание финансовыми институтами страховых инструментов, позволяющих импортерам защитить себя от волатильных цен. Он также заявил, что будет предлагать меры, направленные на улучшение прозрачности энергетического рынка, включая расширение диалога между поставщиками и потребителями нефти, которое могло бы ограничить колебания цен. Подобные идеи Саркози высказывал коллегам по «восьмерке» уже на ряде последних саммитов, не вызывая у них большого энтузиазма.
Андрей ДЕНИСОВ, с использованием информации Интерфакса