НОВАТЭК отложил на 2013 год инвестиционное решение по проекту «Ямал СПГ», который он контролирует совместно со структурами своего основного акционера Геннадия Тимченко. Глава компании Леонид Михельсон сообщил об этом журналистам вчера в Певеке, где в среду завершилась
экспериментальная проводка крупнотоннажного танкера «Балтика» с грузом новатэковского конденсата на борту из Мурманска через Северный Ледовитый океан. Он особо не скрывал, что возрождение Северного морского пути (СМП) нужно НОВАТЭКу в первую очередь для улучшения стартовых условий проекта сжижения газа на полуострове Ямал. Компания ждет от государства масштабных льгот, а также прямых инвестиций в портовую инфраструктуру и строительство флота.
Г-н Михельсон, как передает Интерфакс, выразил мнение, что финансировать строительство танкерного флота и ледоколов, «скорее всего будет «Совкомфлот» под гарантию перевозок». «Арктический рейс танкера «Балтика» подтвердил возможность работы крупнотоннажных судов ледового класса на трассах СМП. Статистический материал, который был собран в ходе экспедиции, ляжет в основу уникальной базы данных, позволяющей планировать аналогичные рейсы в будущем», -- заявил президент «Совкомфлота» (владелец танкера «Балтика») Сергей Франк.
Стоимость замены трех ледоколов «Атомфлот» оценивает в 100 млрд руб., а газовозы ледового класса для транспортировки 15 млн т СПГ в год обойдутся в 2--3 млрд долл. каждый. Экспортная пошлина для сжиженного газа в России и так отсутствует, а нулевая ставка НДПИ с учетом запланированной индексации позволит НОВАТЭКу экономить 200--300 млн долл. ежегодно. Но это лишь вершина айсберга. Ямальский проект требует работ по углублению дна в районе порта либо строительства завода в 10 км от берега.
Министр энергетики Сергей Шматко уже заявлял, что его ведомство подготовит комплекс мер поддержки «Ямала СПГ» в рамках программы освоения ЯНАО и северных районов Красноярского края и внесет их в Белый дом до конца сентября. Соответствующее поручение дал вице-премьер Игорь Сечин по итогам заседания межведомственной комиссии по ТЭК 5 августа.
Происходящее вокруг ямальского сжиженного газа выглядит издевательски по отношению к «Газпрому» -- уже почти десять лет он не может добиться от правительства принятия программы по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал именно из-за прописанных в ней льгот. Тем более что в июне госконцерн был вынужден заключить с НОВАТЭКом агентский договор по экспорту СПГ, открывающий этой компании доступ на внешние рынки в обход действующей в стране экспортной монополии.
На вопрос, может ли «Газпром» приобрести долю в проекте, г-н Михельсон ответил: «Не вижу в этом никакого смысла». При этом он подтвердил, что потенциальным иностранным инвесторам предложено 49% и сделки будут идти через НОВАТЭК. Эти акции, как считается, контролируют структуры Геннадия Тимченко, которые ранее продали 51% НОВАТЭКу за 650 млн долл. Тогда же, год назад, НОВАТЭК приобрел у них опцион на покупку 23,9% акций за 450 млн долл. По блокпакету «Ямала СПГ», который этой весной был продан Газпромбанком всего за 78 млн долл. младшему партнеру г-на Тимченко, пока формальных договоренностей нет. «Думаю, что 49% будут продаваться через нас», -- заявил глава НОВАТЭКа, отказавшись уточнить, сколько хочет получить продавец.
Как уже сообщала газета «Время новостей», переговоры с иностранцами заморожены. Их финансовые предложения оказались не столь привлекательными. Г-н Михельсон отметил, что контакты будут возобновлены после решения правительства о господдержке. Финансирование инфраструктуры из бюджета и дополнительные фискальные льготы повысят привлекательность проекта и, как, видимо, рассчитывают нынешние владельцы акций, заставят иностранных соискателей раскошелиться.