|
|
N°154, 27 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Неоимперские поползновения"
Нужен ли России закон о военных базах за рубежом
О необходимости законодательно закрепить российское военное присутствие за рубежом заявил экс-начальник Генерального штаба СССР, председатель совета ветеранов Вооруженных сил РФ генерал армии Михаил Моисеев. По его мнению, соответствующий федеральный закон должно разработать Министерство обороны совместно с другими силовыми ведомствами и отечественными законодателями. Так он отреагировал на последовательное продление Россией срока пребывания Черноморского флота в Крыму до 2042 года и военной базы в армянском Гюмри до 2044-го.
Г-н Моисеев напомнил, что на сегодняшний день правовые основы пребывания российских военных баз за рубежом определяются в первую очередь двусторонними соглашениями. «На мой взгляд, этого недостаточно», -- подчеркнул эксперт. Он отметил, что уже сейчас накопился ряд проблем международно-договорного и социального плана, с которыми сталкиваются российские военнослужащие за границей, в то время как срок пребывания самих баз за рубежом, как правило, продлевается на длительный период -- до 50 лет. Это, на взгляд г-на Моисеева, и диктует необходимость принятия закона, в котором «будут определены основные принципы присутствия наших войск на территории других государств в соответствии с международными нормами».
По мнению генерала, необходимо «четко определить основные функции и задачи российских военных баз и взаимодействие с вооруженными силами страны пребывания как в мирное время, так и на особый период, включая чрезвычайные происшествия и природные катаклизмы». Также закон должен был бы дать юридические гарантии защиты российских военнослужащих и гражданского персонала, находящегося на территории иностранного государства.
Инициатива Михаила Моисеева вызвала противоречивые оценки экспертного сообщества.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин согласен с тем, что необходимость принятия такого закона давно назрела. «Это имеет значение при финансировании, -- заявил эксперт корреспонденту «Времени новостей». -- Участники миссий должны пользоваться правами и льготами военнослужащих, которые прописаны в их контрактах. По сути, Генштаб будет пытаться оптимизировать финансовую политику, потому что не секрет, что способ оплаты военнослужащих, направляемых за рубеж, в том числе так называемые «боевые», -- предмет пристального внимания коррупционеров. Решить эту проблему можно только повышением прозрачности потоков, так что закон необходим».
Алексей Мухин также напомнил, что по новому закону президент имеет право «посылать российских военных за рубеж без разного рода проволочек». «Судя по всему, Генеральный штаб теперь предлагает регламентировать порядок данных командировок, и это своевременная мера, -- считает эксперт. -- Ситуация в Центральной Азии напряженная, я имею в виду Киргизию, и весной Россия не смогла адекватно отреагировать на происходящие там события, так как эта тема была законодательно не проработана. Существующий механизм действий через ОДКБ требовал одобрения этого акта со стороны всех участников, что не представлялось возможным в связи с позицией некоторых из них, в частности Белоруссии. Сейчас военное руководство будет делать все, чтобы таких ситуаций не повторялось».
А вот руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов уверен, что федеральный закон в данном случае не нужен, а может быть, даже и вреден. «Все российские базы за рубежом имеют разный статус, это зависит от страны пребывания и условий, на которых базы там находятся, -- отметил эксперт в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Наши базы за границей -- это часть международного права, а оно имеет приоритет над внутренним правом. Наше внутреннее законодательство не может менять практику иностранного государства».
По мнению г-на Арбатова, «любая подобная попытка контрпродуктивна, она будет расценена как неоимперские поползновения и попытки России распространить дополнительное политическое влияние на соседние страны».
«Это будет использоваться противниками баз за рубежом для антироссийских кампаний. Тогда как на самом деле наши базы за границей основываются на общих интересах России и страны пребывания: базы на Украине, в Армении, военные объекты в Белоруссии, стратегического назначения в Казахстане, Таджикистане, Киргизии», -- полагает эксперт.
Напомним, что, по данным Министерства обороны РФ, сегодня за пределами России на военных базах и объектах проходят службу более 25 тыс. военнослужащих и около 20 тыс. человек гражданского персонала.
Наталья РОЖКОВА