Время новостей
     N°151, 24 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2010
Честное чеченское
Иса Ямадаев помирился с Рамзаном Кадыровым
Брат бывшего командира чеченского батальона «Восток» Иса Ямадаев впервые с марта 2009 года объявил вчера, что комбат мертв. Таким образом, Иса Ямадаев положил конец домыслам о том, пережил ли Герой России Сулим Ямадаев покушение, совершенное на него в Дубае. Иса рассказал, что семья решила отключить Сулима от поддерживающей медицинской аппаратуры.

Дубайская полиция официально считала Сулима Ямадаева мертвым со дня покушения -- 28 марта 2009 года и расследовала именно убийство. Весной 2010 года Иса Ямадаев опубликовал снимок брата на больничной койке, но дубайская полиция назвала его заявления смехотворными и напомнила, что убитый похоронен на дубайском кладбище «Аль-Куоз». Вчерашнее сообщение Исы о смерти Сулима, которого отключили от аппаратов, не соответствует его прежним заявлениям о том, что брат бодр и общается с ним в скайпе. Но Иса, видимо, намерен до конца придерживаться своей версии.

О смерти брата Иса Ямадаев рассказал после своей встречи с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, которая, как подтвердила пресс-служба чеченского руководителя, состоялась в воскресенье. Она означала примирение двух влиятельных чеченских семей, враждовавших несколько лет. Это новый «плюс» для лидера Чечни, который вдруг продемонстрировал готовность к диалогу даже с теми, кого весь свет считал его заклятыми врагами. Это вновь подтверждает, что чеченский этнос является куда более единым организмом, чем кажется при анализе вроде бы непримиримых конфликтов внутри этого сообщества.

Семья Ямадаевых стала влиятельной еще в ходе первой чеченской войны (1994--1996). После нее в рядах сепаратистской элиты произошел раскол: одним командирам хотелось, чтобы Чечня скорее стала шариатским эмиратом, другие придерживались традиционного для этой части Кавказа суфийского ислама, хотя вводили на подконтрольных территориях шариатский суд, демонстрируя отсутствие культурной пропасти между традиционным исламом и фундаменталистскими «новшествами».

Когда сторонники эмирата поддержали салафитское вооруженное выступление в Дагестане и вторглись на территорию соседней республики, а Россия в ответ начала вторую кампанию в Чечне, некоторые приверженцы традиционного ислама перешли на сторону федералов. Среди них оказались экс-муфтий сепаратистов Ахмат-хаджи Кадыров и братья Ямадаевы.

Ямадаевы были верной опорой нового режима: Руслан Ямадаев стал заместителем военного коменданта республики, его брат Джабраил -- командиром первой спецроты комендатуры, набранной из чеченцев (бывших ямадаевских боевиков), вошедшей в структуру Миноброны России. Рота, ставшая потом кадровым костяком батальона «Восток», успешно воевала с «шайтанами» в горах и лесах, зная «проблему изнутри». 5 марта 2003 года Джабраил Ямадаев погиб в результате диверсии боевиков в Ведено. Посмертно он получил Звезду Героя России. Командование батальоном принял Сулим. Другой брат, Руслан, оказался у истоков чеченского отделения «Единой России». Сначала партию попытались воссоздать в Чечне из старой номенклатуры, помнившей благословенные застойные времена. Но в полувоенной обстановке быстро стало ясно, что вчерашние боевики справятся с задачами партстроительства лучше почетных пенсионеров. Венцом партийной карьеры Руслана Ямадаева стало избрание в Госдуму созыва 2003--2007 годов.

9 мая 2004 года в Грозном погиб Ахмат-хаджи Кадыров, и Ямадаевы, в особенности Руслан с его партийным и парламентским опытом, оказались среди тех, кто примерялся к чеченскому президентскому креслу. С этого момента и начались серьезные разногласия между Ямадаевыми и Рамзаном Кадыровым. Причем быстро стало ясно, что ресурсов у г-на Кадырова больше, несмотря на связи братьев среди российских военных.

На выборах в первый послевоенный парламент Чечни в ноябре 2005 года «Единая Россия» шла двумя колоннами -- от Кадырова, который только что возглавил региональное отделение партии, и от Ямадаевых. Ямадаевы потерпели поражение -- партию у братьев забрали. В Думу следующего созыва Руслан Ямадаев уже не попал. Весной 2008 года в Гудермесе начался острый конфликт между «Востоком» и чеченской милицией. Поводом стало ДТП: колонна «Востока», в которой был брат комбата, Бадруди, не уступила трассу кортежу Рамзана Кадырова. Первые лица вышли из машин и урегулировали ситуацию, но через несколько дней «Восток» (боевое подразделение российской армии!) оказался блокирован на своей гудермесской базе чеченской милицией -- частью федерального МВД.

После нескольких перестрелок и даже обмена пленными «Восток», по сути, перестал существовать как фактор чеченской политики. Сулима, к тому времени также Героя России, объявили в Чечне в розыск. Правда, в августе 2008 года он появился в Южной Осетии, где «Восток» оказался на острие российской атаки на грузинские позиции. Но сразу же после войны Минобороны объявило об отставке комбата. А 24 сентября 2008 года в Москве был убит его брат Руслан (также Герой России).

Сулим Ямадаев предпочел покинуть Россию, а в марте 2009 года в него стреляли в Дубае. Дубайская полиция почти сразу сделала выводы о причастности к этому преступлению людей из ближайшего окружения Рамзана Кадырова -- в частности, нынешнего депутата Госдумы Адама Делимханова, которого после этого объявили в международный розыск.

Из трех оставшихся братьев -- Исы, Аслана и Бадруди -- только Иса мог выступать с публичными заявлениями: двое других по разным причинам не являются публичными персонами. Из слов Исы следовало, что за обоими преступлениями стоит высшее чеченское руководство, и он, Иса, не успокоится, пока не добьется осуждения убийц. 29 июля 2009 года он сам подвергся покушению в Москве. Это пока единственное из дел, касающихся Ямадаевых, доведенное до суда и приговора: уже в этом году за покушение был осужден Хаваж Юсупов, который некогда служил в «Востоке», а потом оказался среди подчиненных Шаа Турлаева -- экс-боевика, ныне советника президента Чечни.

Но на положении Рамзана Кадырова вывод суда не сказался. А семья Ямадаевых, лишившись двух ключевых фигур -- Руслана и Сулима, -- уже не могла рассчитывать на победу в клановом противостоянии. Даже несмотря на то, что дела об убийствах старших братьев оставались для противников Рамзана Кадырова в Москве чем-то вроде «туза в рукаве». Похоже, Иса Ямадаев решил, что прикрытие со стороны федеральных силовых структур менее надежно, чем возвращение "ко двору" чеченского президента. Для семьи такое примирение осталось шансом обеспечить безопасность, а может, и вернуть часть влияния.

"Мы долго обсуждали с Рамзаном Ахматовичем некоторые вопросы и пришли к мнению, что нет никаких существенных причин, которые мешали бы достижению между нами нормальных отношений, -- сказал Иса Ямадаев, который еще несколько недель назад считал президента Чечни виновником гибели своих братьев. -- Я благодарен Рамзану Кадырову также за то, что он ранее навестил мою маму и с уважением отнесся к ее просьбам. Мы убедились, что отдельные СМИ пытаются искусственно провоцировать неуважительное отношение между нами. Я со всей ответственностью заявляю, что у меня нет никакой неприязни к Рамзану Кадырову, и я готов всеми силами и имеющимися у меня возможностями быть его соратником и впредь никому не позволю делать от своего имени какие-либо заявления, затрагивающие имя Рамзана Ахматовича. Меня вводили в заблуждение те силы, которые заинтересованы в том, чтобы между нами не было согласия, ибо согласие между нами противоречит интересам врагов чеченского народа. И мы никому не позволим манипулировать собой. Мы оба убедились в том, что какие-то силы специально распространяют друг о друге клевету, неправду, и все это делается для того, чтобы между нами были напряженные отношения. Рамзан Кадыров является президентом Чеченской Республики, и я ответственно заявляю, что и сам, и все, кого я могу назвать своими друзьями, готовы быть товарищами для Кадырова и помогать ему».

Рамзан Кадыров еще в сентябре прошлого года называл Ямадаевых «придуманными людьми»: «Мы с ними работали, старались сделать их полезными. Наши спецслужбы проверили их. Руслан был законченный алкоголик и наркоман. Сулим был наркоман на последней стадии. Его брат Муса -- наркоман. Бадик (Бадруди. -- Ред.) -- абсолютный наркоман. Единственный, кто не пьет и не курит, -- Иса, но он шизофреник». После примирения Рамзан Кадыров пока не давал развернутых комментариев, но теперь они, по-видимому, будут более корректны.

«Примирение -- в любом случае хорошо, -- говорит независимый чеченский эксперт Руслан Кутаев. -- Но бывает, что такие истории на Кавказе длятся десятилетиями: даже если отцы сближаются, дети, более молодые и дерзкие, не забывают прошлого. Между этими семьями теперь слишком много смертей, это очень сложная проблема. Иса Ямадаев называл Рамзана Кадырова убийцей, а Рамзан Кадыров обвинял Ямадаевых. После примирения получается, что кто-то из них врал».

Иван СУХОВ