|
|
N°150, 23 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Басаева не вырос
В Дагестане уничтожен организатор мартовских терактов в московском метро
Спецслужбы в последние дни провели на Северном Кавказе целый ряд успешных спецопераций, в ходе которых были уничтожены сразу несколько видных главарей местного бандподполья. В частности, в пятницу в дагестанском селе Бамматюрт был уничтожен лидер хасавюртовских боевиков Рустам Мункиев, а днем позже в Грозном силовики ликвидировали так называемого «эмира Чечни» Хамзу Шамилева. Однако особняком все же стоит операция, проведенная в субботу в Дагестане, где наряду с еще несколькими террористами был убит один из главных боевиков Северного Кавказа -- Магомедали Вагабов. По сути, второй человек в региональном бандподполье после Доку Умарова Вагабов считался организатором серии громких диверсий, в том числе двойного теракта в московском метро в марте этого года, один из которых, по данным спецслужб, совершила его жена -- террористка-смертница.
Спецоперация, итогом которой стала ликвидация Вагабова, началась рано утром 21 августа в дагестанском районном центре Гуниб. Как сообщили в Национальном антитеррористическом комитете (НАК), сотрудники милиции и ФСБ блокировали в одном из жилых домов села группу из пяти боевиков. В ответ на предложение сдаться те открыли огонь по силовикам, в результате чего завязалась перестрелка и в доме начался пожар. Столкновение, впрочем, длилось недолго, и все бандиты были уничтожены. Потерь же среди правоохранителей удалось избежать.
О том, что среди блокированных террористов находился так называемый «амир» Сейфуллах Магомедали Вагабов, оперативникам поначалу было неизвестно. Его узнали в одном из убитых лишь после того, как потушили пожар и силовики вошли в дом. Личности же других бандитов если и установлены, то пока держатся в секрете.
После сообщений об уничтожении Вагабова местные и федеральные чиновники в один голос заговорили о безупречно проведенной операции. Действительно, ликвидация Вагабова была одной из главных целей российских силовых ведомств. Он был вторым лицом после Доку Умарова в иерархии «имарата Кавказ». Уроженец села Губден Карабудахкентского района Дагестана 35-летний Магомедали Вагабов уже несколько лет находился в федеральном розыске.
По данным спецслужб, еще в 2005 году Вагабов объявил себя «эмиром Абдуллахом Губденским». В то время он руководил так называемой губденской диверсионно-террористической группировкой, а позже стал лидером всех дагестанских сепаратистов и правой рукой главы «Кавказского имарата» Доку Умарова, которого тот назначил «шариатским судьей» на Северном Кавказе.
Быстро поднявшись по «карьерной лестнице», Вагабов стал активно заниматься вербовкой молодежи в ряды бандподполья и обучением террористов-смертников. По данным НАК, пройдя диверсионно-боевую подготовку в Пакистане, он поддерживал прямые контакты с представителями международных террористических организаций, получая от них финансовую помощь для осуществления терактов. Спецслужбы считают Вагабова организатором более десятка крупных терактов, среди которых взрывы на территории Дагестана и в других республиках Северного Кавказа, подрывы железнодорожных путей и убийства представителей местной власти и милиции. Однако самое громкое преступление, которое приписывают Магомедали Вагабову, -- двойной теракт в столичной подземке, совершенный террористками-смертницами 29 марта этого года. По мнению спецслужб, именно Вагабов был организатором этих подрывов. Тогда, напомним, на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» в утренний час пик с интервалом 40 минут произошло два взрыва. Погибло 40 человек, еще около 160 получили ранения. Личности обеих смертниц были установлены: это 18-летняя Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), проживавшая в Хасавюртовском районе Дагестана, и 28-летняя Мариам Шарипова, уроженка села Балахани Унцукульского района Дагестана. Последняя, как считает следствие, была женой Магомедали Вагабова.
По мнению члена НАК, первого вице-спикера Совета Федерации, главы кавказской комиссии Александра Торшина, Вагабов был «талантливым молодым человеком». «Я не побоюсь этого слова. Со временем этот боевик мог бы вырасти в Шамиля Басаева, ни больше и ни меньше, -- полагает г-н Торшин. -- Он хорошо знал Коран, в совершенстве владел арабским, фарси и рядом других языков, был великолепным богословом, умеющим убеждать. Он отличный подрывник и прошел школу еще мальчишкой в отряде Хаттаба, а также совершенствовал мастерство подрывного дела в Пакистане». По словам г-на Торшина, Вагабов «поначалу оружие в руки не брал и с 17 лет стал тихонько воевать». «Заявил о себе Вагабов как матерый боевик с 2003 года, а с 2005 года он уже был во всех картотеках по розыску, в том числе в картотеках наших спецслужб, -- подчеркнул первый вице-спикер сената. -- Это был также второй человек по влиянию после Доку Умарова, и он был возведен в должность эмира и кадия Дагестана, что показывает его статус как боевика и религиозного деятеля». «Радует то, что в этой должности Вагабов продержался не больше месяца, и наши спецслужбы, и это уже является тенденцией, ликвидируют главарей раньше, чем те успевают подготовить замену себе. Сейчас адекватной Вагабову замены нет, особенно в условиях раскола бандитского подполья», -- подчеркнул Александр Торшин.
Между тем появилась неофициальная информация, что при осмотре дома, в котором был уничтожен Вагабов, силовики обнаружили секретную документацию всего бандподполья, включая данные об источниках финансирования, тайниках с оружием и пр. Впрочем, в МВД Дагестана «Времени новостей» эту информацию не подтвердили, заявив, что им об этой находке ничего неизвестно.
Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов предложил главам силовых служб республики наградить сотрудников милиции, особо отличившихся при ликвидации Вагабова. Со своей стороны глава республики пообещал материально поощрить участников спецоперации. Дагестанский лидер призвал силовиков продолжать эту работу в «наступательном режиме», в том числе по другим направлениям: «идеологическом и пропагандистском».
Тем временем эта спецоперация стала не единственной успешной акцией силовиков за последние дни. В тот же день в Чечне был ликвидирован один из лидеров местных боевиков Хамза Шамилев. Операция была проведена в Старопромысловском районе Грозного, где Шамилев был блокирован в одном из жилых домов. Бандит начал обстреливать силовиков из автомата, а затем через окно чердака начал бросать гранаты в сторону оперативников, однако, поняв, что дом полностью окружен, выскочил из дома и совершил самоподрыв. Впрочем, без потерь со стороны милиционеров обойтись не удалось: Шамилев смог убить одного сотрудника милиции и ранить еще шестерых.
По словам министра внутренних дел Чечни Руслана Алханова, Шамилев являлся лидером бандгруппы, на счету которой многочисленные обстрелы сотрудников правоохранительных органов, убийства и подрывы. «Все его подручные ранее были уничтожены, а выйти на след Шамилева долго не удавалось», -- отметил Алханов. Глава республики Рамзан Кадыров назвал большим успехом ликвидацию Хамзы Шамилева. «Среди боевиков Шамилева называли «эмир Чечни». Он являлся высококлассным специалистом по подрывному делу, обучал членов незаконных бандформирований изготовлению и закладке взрывных устройств. Сам он не имел трех пальцев на кисти правой руки -- они были оторваны в результате взрыва в руках у него взрывного устройства», -- сообщил президент Чечни.
Кроме того, днем ранее, в пятницу, 20 августа, в ходе спецоперации в дагестанском селе Бамматюрт был ликвидирован лидер хасавюртовской группировки боевиков Рустам Мункиев, которого оперативники также блокировали в одном из домов. Вместе с ним был уничтожен еще один боевик.
Сергей МИНЕНКО